Классный час "Мальчики и девочки" (социально - психологическая игра по гендерному воспитанию)
Цель: рассмотреть, как внешним видом различаются мальчики и девочки, чем поступки мальчиков отличаются от поступков девочек, объяснить особенности поведения мальчиков и девочек. Воспитывать в мальчиках мужественность, самостоятельность, уважение к девочке, женщине;
Учить взаимопониманию, формировать соответствующее половое самосознание “Я мужчина”; пробудить желание у мальчиков воспитывать в себе лучшие качества; учить тому, что и мальчики и девочки должны быть хорошими друзьями, уважать друг друга; показать какие хорошие черты должны воспитывать у себя девочки.
Цель: рассмотреть, как внешним видом различаются мальчики и девочки, чем поступки мальчиков отличаются от поступков девочек, объяснить особенности поведения мальчиков и девочек. Воспитывать в мальчиках мужественность, самостоятельность, уважение к девочке, женщине;
Учить взаимопониманию, формировать соответствующее половое самосознание “Я мужчина”; пробудить желание у мальчиков воспитывать в себе лучшие качества; учить тому, что и мальчики и девочки должны быть хорошими друзьями, уважать друг друга; показать какие хорошие черты должны воспитывать у себя девочки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети под музыку исполняют песню «Из чего же, из чего же…»
2. Сообщение темы классного часа
- С этой замечательной песни, мы начинаем классный час. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Но, сначала - посмотрите друг на друга улыбнитесь, пусть на протяжении всего занятия в классе доброта, спокойствие и радость.
-Начнём разговор с самого любимого и знакомого занятия для каждого ребёнка, с увлекательных сказок.
Какие герои в сказках встречаются в мужском роде?
На доске вывешиваются таблички- рисунки ( Емеля, Буратино, Незнайка, Карлсон, Илья Муромец, Вини- Пух, Айболит, Карабас, Добрыня Никитич, Кот в сапогах, Бармалей, Кощей Бессмертный, Крокодил Гена.)
Ребята выбирают сказочного героя и рассуждают:
Мне хотелось бы быть похожим на………, потому что он….
Мне не хотелось бы быть как…….., потому что он……
- И так сложилось, что образ мужчины олицетворял собой силу, мужественность, ум, благородство.
Так много на свете дел, которыми занимаются мужчины. Какие вы знаете профессии, где не обойтись без мужской помощи?
- Да, настоящие мужчины строят, водят корабли и самолёты, совершают научные открытия, служат в армии, защищая свою Родину, занимаются бизнесом. Вообще, деловые они люди – настоящие мужчины.
Послушаем стихотворение, которое посвящено мальчикам и называется Деловой человек
Деловой человек.
Когда звенит будильник, он вскакивает вмиг:
Сегодня понедельник, вам в школу, ученик.
Он делает зарядку и моется по грудь.
В портфеле всё в порядке, позавтракал – и в путь.
Смотрит мама на сына! Аккуратно одет -
Настоящий мужчина – деловой человек.
Приходит точно к сроку, хоть проверяй часы.
Готов всегда к уроку – всё знает, что спроси.
Хорош в любой работе, послушно всё ему,
А коль попросит кто- то, поможет он тому.
Смотрит мама на сына: Начинает свой век
Настоящий мужчина – деловой человек.
Богуславская Н.Е
- Почему мама считает, что сын растёт настоящим мужчиной, деловым человеком? Как она относится к сыну? Что в нём ценит?
- А сейчас я задаю вопрос нашим девочкам, какими бы они хотели видеть мальчиков?
Я, считаю, что мальчики должны быть умными и деловыми, как в этом стихотворении
Мальчик должен быть крепким, заниматься спортом.
Мне нравятся воспитанные ребята, которые уступят место в транспорте женщине или девочке, не сядут за стол раньше девочки, поможет выйти из автобуса, надеть пальто
А мне не нравятся грубияны, настоящий мальчик не должен грубить и обзываться. Мальчики должны быть вежливыми, особенно с девочками.
Мне бы хотелось, чтобы мальчики дружили с девочками и защищали нас.
Молодцы! Настоящие мужчины! Важна сила для мальчика, но ведь мужчина –это будущий хозяин, который должен много уметь: гвоздь забить, сходить в магазин, приготовить вкусный обед. Послушайте стихотворение, которое называется “Мужчина в доме”
Стихотворение-инсценировка.
Мужчина в доме.
Папа на аэродроме мне сказал:
- Четыре дня будешь ты мужчина в доме,
Остаёшься за меня.
Покатился самолёт, папа вырулил на взлёт.
Я вбежал в квартиру нашу,
В кухне свет велел зажечь, усадил за стол домашних,
Произнёс такую речь:
- Бабушка, сказал я строго, -
Бегаешь через дорогу. Знает каждый пешеход:
Есть подземный переход.
- Ухмыляешься некстати, – пальцем пригрозил я Кате, -
Вот что, старшая сестра, мой посуду будь добра.
- Мама, ну а ты не очень, не грусти и не скучай.
А уходишь, между прочим, -
Газ на кухне выключай! Я. Аким
- Какое содержание вкладывает мальчик в понятие “Мужчина в доме”? Кому он подражает?
«Разбор по буквам»
Мальчики (мужественные, активные, лидеры, честные, игривые, крепкие, интересные)
Выходят девочки и вручают картинку, с которой ассоциируется мальчик. ( на картинках техника: марки машин, служебные машины, самолёты, танки, вертолёты), девочки объясняют свой выбор.
3.Беседа “О девочках”
Ну, а теперь, поговорим о прекрасном.
Как ни хороши наши мальчишки, но без девочек они не смогут прожить ни дня.
- Какие герои в сказках встречаются в женском роде?
На доске вывешиваются таблички(Дюймовочка, Белоснежка, Красная Шапочка, Русалочка, Алёнушка, Царевна Лягушка, Феодора, Золушка, Мальвина, Шапокляк, Снежная Королева, Крошечка-Хаврошечка, Беляночка)
Ребята выбирают сказочного героя и рассуждают:
Мне хотелось бы быть похожей на………, потому что она….
Мне не хотелось бы быть как…….., потому что она…
Вывод: Думаю не обязательно становиться сказочным героем, чтобы воспитать в себе желаемые качества.
- У людей всех народов и наций, представительниц женского пола любят, окружают вниманием и заботой. А сколько различных произведений девочкам, девушкам, женщинам. Женщина – это всегда что-то прекрасное и загадочное.
- Спросим мальчиков: как вы думаете, какой должна быть девочка, как она должна себя вести?
В девочке должно всё нравиться, она должна быть опрятной и аккуратной. Красиво одеваться и делать хорошую причёску.
Девочка должна быть доброй, трудолюбивой, помогать маме, уважать мужчин и мальчиков.
Каждая девочка это будущая хозяйка, поэтому она должна уметь готовить, убираться, стирать, мыть посуду.
Девочку хочется видеть вежливой, чтобы она не кричала, не произносила грубых слов.
Мне бы хотелось, чтобы девочки были весёлые и добрые.
Мне нравятся девочки, похожие на принцесс. Когда рядом со мной такая девочка- то мне хочется походить на принца.
Мальчики! Посмотрите на наших девочек, какие они красивые, добрые, весёлые, опрятные и трудолюбивые. На стенде поделки, которые девочки сделали своими руками.
Всеми мужскими профессиями успешно овладевают и женщины! Есть женщины-космонавты, хирурги, лётчики, мужественные спортсменки.
Но, у каждой женщины есть самое главное предназначенье, самая важная профессия –быть… Угадали?
Быть мамой!
С первых дней с тобою мама,
Рук её тепло.
Если мама с нами рядом
Нас не тронет зло.
Мир души её высокой,
Ласка и игра.
Помни мамины уроки – мира и добра!
- Когда ваши мамы были маленькими, они, как и все девчонки, любили играть в куклы. А мы сейчас попробуем заглянуть в будущее и посмотреть, какие мамы получатся из наших девочек.
Соревнование “А ну-ка, мамочки!”
Конкурс:
“Ласковая колыбельная”. Чтобы уложить спать малыша, нужно спеть ему колыбельную песенку.
«Разбор по буквам»
Девочки (добрые, естественные, воспитанные, очаровательные, чуткие, красивые, искренние)
- Посмотрите друг на друга внимательно. На какие две группы можно разделить всех вас?
- Чем мальчики отличаются от девочек?
- Сегодня мы поговорим о том, чем мальчики отличаются от девочек, а девочки отличаются от мальчиков. Вы правильно сказали, что их отличает внешний вид, но их еще отличает и поведение, и поступки.
- Давайте проведём небольшой эксперимент. На столе есть разные предметы, вы должны выбрать отсюда то, что вас заинтересовало.(Кукла, машинка, пистолет, мяч, посуда, заколки)
- Что у нас выбрали девочки?
- Что выбрали мальчики?
- Давайте подумаем вместе, почему наши девочки выбрали эти предметы, а мальчики эти?
Давайте сделаем вывод: мальчик должен быть умным и образованным, активным, сильным, ловким. Ему предстоит быть защитником. Мальчики не должны быть болтливыми, плаксивыми, нервными. Мальчики должны умет пользоваться молотком, лопатой, заниматься спортом. Мальчики трудолюбивые и выносливые, они должны сдерживать своё слово. Мальчики с уважением относятся к девочкам.
Девочки миролюбивы, не грубят, не дерутся, они старательны и аккуратны во всём. Их интересует литература и искусство. Девочки любят и знают природу. У девочек хороший вкус. У них прическа, одежда, обувь всё в порядке, они красиво ходят. Девочки лучше понимают состояние другого человека и готовы помочь не только добрым словом, но и делом.
Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает – мальчик и девочка.
Если это мальчик, то встанут мальчики, а если вы подумаете, что это девочка, то встанут девочки.
-
Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.
-
Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.
-
Мне нравятся фильмы о войне.
-
Я очень люблю лазить по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю.
-
Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.
-
Я люблю делать с папой ремонт в квартире.
-
Я люблю шить своим игрушкам платья.
Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему?
Разделимся на две команды: мальчики и девочки. Выиграет та команда, которая сможет придумать больше хороших слов-комплиментов другой команде.
Вопрос девочкам:
- За что нужно уважать мальчиков? (ум, силу, ловкость, справедливость, правдивость, доброту)
- Я думаю, мальчикам теперь понятно, какими им следует быть, чтобы их уважали.
Вопрос мальчикам:
- За что нужно уважать девочек? (ум, правдивость, доброту, аккуратность, за то, что всё умеют)
- Я думаю, девочкам теперь понятно, какими им следует быть, чтобы добиться уважения к себе.
- Мальчики воспитывают в себе истинного мужчину, рыцаря, а девочки - истинную женщину, прекрасную и отзывчивую.
У Эдуарда Успенского есть стихотворение, давайте послушаем.
Если был бы я девчонкой-
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки.
Сам начистил б картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»
Заключение
Ну, что есть различие между вами? Да, есть явное различие, от них никуда не денешься. Просто нужно научиться уважать и попытаться понимать мнение другого человека, противоположного пола.