<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Дети и молодое поколение, пережившие кризисную социально-психологическую ситуацию и не имеющие жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, здоровый и эффективный жизненный стиль, нуждаются в обучении новым для них формам поведения, формировании стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Обследование подростков в различных регионах мира показывает, что у них имеются выраженные факторы риска наркотизации и алкоголизации, лежащие в основе глубоких психосоциальных расстройств. Поэтому, говоря об употреблении психоактивных веществ подростками и молодежью, прежде всего, следует знать о специфическом феномене, представляющем собой конгломерат признаков, включающий множество проблем, таких как семейное неблагополучие, коммуникативные проблемы в семье и со сверстниками, уходы из дома, плохая успеваемость и непосещение школы, ранняя беременность и т.д. Как правило, различные поведенческие, эмоциональные, физические расстройства у подростков и употребление ими психоактивных веществ тесно взаимосвязаны.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В методической рассылке № 8 2014 года рассказывается об основных причинах возникновения зависимостей у детей и подростков. В данной методической рассылке представлены основные важные аспекты в работе специалистов и замещающих родителей по </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">профилактике курения, алкоголизма и наркомании у детей, переживших травму</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">.</font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Привычка к употреблению алкоголя вредит человечеству больше, чем война, голод и чума вместе взятые</font></font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Чарльз Дарвин</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Исследования все чаще связывают факты жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей с такими серьёзными пожизненными проблемами как депрессия, суицид, алкоголизм и наркомания. У подростков, переживающих физическую жестокость со стороны родителей, вероятность алкоголизма и наркомании выше в 6-12 раз, а у подростков, переживших сексуальное изнасилование – в 18-21 раз (Дюб и др., 2005).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">При долговременных стрессах возникает потребность в искусственных успокоительных средствах, поэтому дети начинают довольно рано курить, употреблять наркотики, алкоголь, транквилизаторы, токсические вещества.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Полный список причин детского алкоголизма, наркомании и табакокурения очень широк, но все они связаны с недостаточным вниманием взрослых к своим детям.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показали, что именно ситуация, сложившаяся в семье во многом определяет, насколько велика вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ (факторы риска и защитные факторы). Современные модели, на основе которых строятся в настоящее время наиболее эффективные профилактические программы, выделяют семью, как отдельный субъект профилактической работы.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения занять себя и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности – спорт, искусство, познание.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.</font></font>
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Что такое профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения?</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Это система мер, направленных на усиление факторов защиты среди населения от алкогольной, наркотической и никотиновой зависимостей.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В Республике Беларусь профилактика различных видов зависимостей остается одной из самых актуальных проблем. И особое место, конечно, здесь занимает профилактика среди подрастающего поколения, среди детей и подростков.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Эта работа ведется одновременно в нескольких направлениях:</font></font>
-
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);</font></font></font>
-
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">профилактика в учебных заведениях (школьные программы);</font></font></font>
-
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">профилактика в организованных общественных группах населения;</font></font></font>
-
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">профилактика с помощью средств массовой информации;</font></font></font>
-
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;</font></font></font>
-
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">систематическая подготовка специалистов в области профилактики;</font></font></font>
-
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">мотивационная профилактическая работа;</font></font></font>
-
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">профилактика рецидивов;</font></font></font>
-
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">терапия социальной средой;</font></font></font>
-
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#ff0000">Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра. </font>
<font color="#ff0000">Конфуций (551 до н.э. — 479 до н.э.)</font></font></font>
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Специалисты разделяют профилактику алкоголизма, наркомании и табакокурения на три стадии: первичная, вторичная и третичная.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Первичная профилактика </font></font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">имеет своей целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами, ранее его не употреблявшими. Первичная профилактика нацелена прежде всего на детей, подростков, молодежь.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Первичная профилактика способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть зависимость, а её усилия направлены не столько на предупреждение негативных проявлений, сколько на сохранение или укрепление здоровья.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Профилактика должна осуществляться в полном объеме. Поскольку всегда легче предупредить заболевание, чем потом длительное время заниматься его лечением, причем не всегда успешно.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Полноценная профилактика должна проводиться не только в семье, в ней обязательно принимают участие все учреждения, где проводится учебный процесс, а также общественные организации.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, сотрудники других подразделений по работе с несовершеннолетними, нуждаются в выработке общего подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы обучить детей новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Профилактика наркомании и алкоголизма рассматривается как одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Вторичная профилактика </font></font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали различные психоактивные вещества и на людей, у которых уже формируются признаки зависимости.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Третичная профилактика </font></font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">направлена на людей, зависимых от психоактивных веществ, и является преимущественно медицинской.</font></font></font>
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Нас же будет интересовать главным образом первичная профилактика.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Основные технологии и методы первичной профилактики зависимостей:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">1. </font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Формирование мотивации на здоровый образ жизни</font></font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями курения, употребления алкоголя и наркотиков.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">2. </font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Формирование мотивации на поддержку</font></font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или, наоборот, счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги), легче справляются со стрессами без употребления психоактивных веществ и могут эффективно решать задачи.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">3. </font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения</font></font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">. </font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования зависимости.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">4. </font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Предоставление знаний и навыков в области противодействия курению, употреблению алкоголя и наркотиков у школьников, родителей, учителей и др.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">5. </font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Разработка альтернативных программ досуга людей.</font></font></font>
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#7030a0">Никотиновая зависимость зачастую является самой первой вредной привычкой в жизни человека.</font><font color="#000000">Чаще всего дети пробуют первую сигарету еще в начальной школе. Резкий подъем количества курящих учеников происходит к концу школы – в выпускном классе курит половина учеников. Причем в последние годы среди мальчиков наблюдается определенная стабилизация количества курящих, а среди девочек рост увлечения табаком. Поэтому среди подростков сохраняется та же тенденция, что и среди взрослых курильщиков. А женское курение среди взрослых за последние десятилетия возросло более чем в два раза.</font></font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье.</font></font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Генрих Гейне</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">С курением, как и с любой другой проблемой, намного эффективнее бороться профилактикой, ведь бросить свою вредную привычку может не каждый. А если это и происходит, это уже после глубокого осознания проблемы, которое наступает, чаще всего после нанесения ощутимого вреда здоровью. Таким образом, профилактику курения необходимо начинать как можно раньше, лучше всего еще до школы.</font></font></font>
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Профилактика курения строится на следующих принципах:</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Дифференцированный подход.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Для каждой группы (младшие, средние и старшие классы, педагоги, родители) существует своя специфика обучения. Доза информации должна соответствовать зрелости нервно-психических процессов у детей, тому, насколько они готовы к ее восприятию.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Подобный подход должен быть и внутри возрастных групп, т.к. причины, провоцирующие курение, могут быть разными. Это заниженная самооценка, которая не позволяет ребенку чувствовать себя комфортно среди сверстников; низкий интеллектуальный уровень; ограниченность и отсутствие интереса к учебе; семейные проблемы (конфликты в семье, неполная семья, необеспеченность); наличие свободных денег; курение родителей.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Дети, которые начинают курить по первым двум из указанных причин, относятся к категории повышенного риска. В работе с такими учащимися важно партнерство учителей, психологов, медиков.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Психолого-педагогическая диагностика помогает адекватно построить воспитательную работу в классе.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Принцип противопоставления.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> В подростковой аудитории курение нужно рассматривать с позиции его отрицательного влияния на здоровье (что человек теряет) и выбора альтернативного поведения - ЗОЖ (что приобретает при отсутствии курения).</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Принцип модульного обучения.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Использование комплекса средств, включающих наряду с общепедагогическими методами обучения нестандартные формы предъявления информации.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Раскрыть себя.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Возможно, недостаток воспитания в семье спровоцировал закомплексованность, из-за которой подростки не могут раскрыть свои природные свойства, и единственным способом самоутверждения оказываются курение и приобщение к группе с аддиктивным поведением.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Разбор причин курения и поиск выхода из сложившейся ситуации - это тот самый ключ, поворот которого может изменить будущую жизнь школьника. Способствовать раскрепощению ребят, тому, чтобы они стали более уверенными, а не искали разрядку в сомнительных компаниях, сигаретах, алкоголе или наркотиках, может творческая работа.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Очень полезно подобрать литературу по теме и поручить ученику подготовить сообщение с ее использованием. Важно разобрать вместе с подростком сущность содержания и основные положения будущей работы, продумать варианты возможных вопросов его одноклассников и ответов, выступление обязательно надо отрепетировать. Дети могут проводить такие доклады и на классных часах, и на общешкольных мероприятиях, и в рамках образовательных дисциплин.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Для переоценки самого себя особенно важны успехи в учебе. Помощь на дополнительных занятиях, привлечение в кружки и спортивные секции могут быть весьма эффективны в формировании нового отношения к товарищам и к учебе в целом.</font></font>
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 6-11 ЛЕТ</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Курение в младшем школьном возрасте встречается в единичных случаях.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> При этом необходимо различать два вида раннего курения — «игру», основанную на любопытстве, подражании взрослым, случайном нерегулярном экспериментировании, и раннее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Таким образом, если первый вид курения является прямым объектом профилактической работы, то второй помимо этого должен дополняться психологической и педагогической коррекцией поведения ребенка.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Проведение профилактики курения среди детей младшего школьного возраста, традиционно основанной на разъяснении вредных последствий курения для организма, затрудняется отсутствием у детей этого возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, и поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Это обусловливает определенные требования к ранней профилактике курения. Так, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Другой задачей ранней профилактики является правильная расстановка акцентов при подаче материала. Основным направлением профилактической работы должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, для чего весьма важно избегать вредных привычек, и в частности курения. Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. В отличие от этого запугивание последствиями курения не только перестает восприниматься детьми, но и формирует у них неосознанный страх за здоровье курящих родителей, поведение которых они не могут изменить. Возникающая при этом эмоциональная напряженность может стать одной из психологических предпосылок будущего курения.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Нередко в беседе о курении дети спрашивают, почему взрослые курят, если это вредно, и почему продают сигареты, если все знают об их вредном воздействии. В этом случае нужно сообщить детям, что курение входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться. Курящие, взрослые знают о вреде курения и чаще всего хотели бы бросить курить, но уже не могут сделать этого без специальной помощи. Иными словами, сигарета вызывает привыкание и лучше вовсе не начинать курить. Важно подчеркнуть, что именно факт привыкания к табаку очень мало осознается юными курильщиками.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Особое внимание нужно уделить работе с родителями, так как они по-прежнему оказывают значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Однако 80% курящих родителей считают, что их дети не будут курить, в то время как статистика говорит об обратном — большинство курильщиков выросли в семьях, где отец или мать курили. Родителям необходимо понять, что раннее начало курения связано с их собственными ошибками в воспитании, что наступил момент серьезно ознакомиться с основами профилактики, запастись нужными аргументами и терпеливо объяснить ребенку его ошибку.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Таким образом, можно сформулировать основные задачи ранней профилактики курения среди детей 6—11 лет.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">1. Формирование представления об основных системах организма человека и их функционировании.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">2. Разъяснение полезного влияния физических упражнений и закаливания на организм человека и вредного влияния курения.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">3. Разъяснение причин курения взрослых — однажды приобщившись к курению, человек совершает ошибку, а потом не может избавиться от этой привычки.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">Притча о табаке</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">В одном восточном городе жил мудрец. Однажды шел он по базару и увидел толпу возле торговца табаком.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">Мудрец подошел к ним и сказал: у табака, по крайней мере, есть три полезных свойства: курящего никогда собака не укусит, вор ночью к нему не заберется и никогда он не будет старым.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">Торговец, обрадованный похвалой своему товару, попросил его объяснить почему.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">Мудрец сказал: «У курильщика рано начинают болеть ноги, он хромает, ходит с палочкой. А какая же собака укусит человека с палкой? У него появляется кашель по ночам, а какой же вор заберется в дом, где не спят? И они обычно рано умирают, не дожив до старости».</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">Люди, послушав мудреца, стали в задумчивости расходиться.</font></font></font>
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 11 - 13 ЛЕТ</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">С наступлением подросткового возраста риск начала курения резко возрастает.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Если в младшем школьном возрасте свыше 95% учеников отрицательно высказываются о курении как подростков, так и взрослых, то с наступлением подросткового возраста картина резко меняется — оказывается, что прежние установки уже не действуют.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В подростковом возрасте взрослые утрачивают свое влияние и все большую значимость приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что подросток, с одной стороны, озабочен поиском своего стиля поведения, а с другой — не хочет ни в чем отставать от членов своего коллектива. Именно поэтому учащаются попытки курения и оно приобретает характер эпидемии, которая может охватить коллектив класса.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Проблема преодоления давления группы сверстников в подростковом возрасте является основной с точки зрения профилактики курения, а информирование о вредных последствиях курения может иметь только вспомогательный характер.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> В то же время опыт работы показал, что большинство подростков не умеют достаточно четко сформулировать свои аргументы "за" и "против" курения. Это может означать, что информация о влиянии курения на организм человека в их представлении носит неопределенный, аморфный характер. Кроме того, общаясь со сверстниками, подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению достаточно определенно, не вступая при этом в конфликтные отношения с группой. Как правило, подросток не осознает, что степень эмоционального давления группы обратно пропорциональна его статусу в ней. Иными словами, чем ниже статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит, тем больше действий, с которыми он в душе не согласен, ему придется совершить в угоду групповым нормам.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Таким образом, </font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима и должна проводиться с учетом возрастно-психологических особенностей.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Одной из форм профилактики является проведение групповых дискуссий на темы, связанные с курением. В ходе подобных дискуссий подростки не только четко формулируют аргументы против курения, но и активно используют их в ходе обсуждения. Результатом проведения такого занятия является формирование группового мнения, что особенно важно.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Другой формой профилактики курения в подростковом возрасте является проведение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с курением и давлением сверстников. По мнению подростков, труднее всего бывает отказать не только группе, но и своему ближайшему другу, который настойчиво предлагает курить. Проведение такого рода игр показало, что основной ошибкой подростков является хаотическая и разноплановая аргументация своего отказа закурить, абсолютное неуважение к своему мнению, нечеткость собственной позиции.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Таким образом, психологический тренинг в ходе ролевой игры направлен на профилактику курения, личное развитие и обучение навыкам общения. Безусловно, проведение таких занятий, как групповые дискуссии и ролевые игры, требует от учителя определенной специальной подготовки, однако основным фактором является умение установить неформальный контакт с группой в обстановке непринужденности и взаимного принятия. Ни в коем случае нельзя "вызывать" к доске для участия в ролевой игре на основании того, что данный ученик курит. Обычно задачей, формулируемой для детей, является отработка навыков умения побеждать в споре, не поддаваться на уговоры: а вся группа оценивает, насколько игра "актеров" правдива и достоверна. Курение в этом случае является как бы случайной темой, выбранной для игры. Такой недирективный метод позволяет подросткам раскрыться полнее.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Другим методом, используемым в профилактике курения в подростковом возрасте, является демонстрация наглядного пособия "курящая кукла". Этот метод сочетает в себе элементы наглядного обучения и аверсивных (вызывающих отвращение) методов борьбы с курением. С описанием наглядного пособия «Курящая кукла» можно ознакомиться по ссылке:http://festival.1september.ru/articles/311824/</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте дает:</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">1. Достоверную информацию о влиянии курения на организм человека.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">2. Умение четко формулировать аргументы против курения.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">3. Умение противостоять давлению сверстников.</font></font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина.</font></font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать,</font></font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">что ты мужчина. </font></font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Жорж Сименон</font></font></font>
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 14 -17 ЛЕТ</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">По данным массовых обследований, количество курильщиков в старших классах резко возрастает.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Мотивы, побуждавшие курить младших подростков, утрачивают свою значимость — уже не надо кому-то доказывать свою взрослость. В отличие от подростков, у старшеклассников в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Наряду с поиском своего места в жизни, выявлением своих способностей, склонности к той или иной профессии, большую значимость приобретает осознание себя как представителя пола, и этой идее во многом подчиняется формирование своего социального образа. С этой точки зрения большую роль играет реклама, которая в той или иной степени оказывает воздействие на формирующийся стиль жизни и самовосприятие молодого человека или девушки. Соединение идеи курения с такими понятиями, как молодость, красота, жизненный успех, победа, в значительной степени укрепляет социально-психологическую мотивацию курения. Одновременно с этим на первый план выдвигается другая проблема — для многих старшеклассников курение уже стало привычкой, формируется фармакологическая зависимость от табака. Это значит, что "курить или не курить" уже не только вопрос "хорошего поведения" — молодые люди начинают понимать, как трудно отказаться от курения, даже если знаешь, что это вредно для здоровья. Таким образом, в старшем школьном возрасте тема отказа от курения приобретает значимость.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Еще одна проблема, связанная с курением и актуальная для юношества — это проблема здоровья и красоты женщины, деторождения, материнства и охраны матери и ребенка от пагубного влияния табачного дыма.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Одной из тем профилактической работы может стать обсуждение влияния курения на внешность женщины и вреда курения для будущего потомства. В то же время, рассказывая о вредном влиянии табака, очень важно строго придерживаться фактов и не впадать в морализаторство! Слишком сильный нажим и демонстрация "отвращения" курящей девушке могут привести к противоположному результату, поскольку и в этом возрасте еще силен мотив негативного поведения, противопоставления себя миру взрослых. Так, например, нередко рассказывают о том, что курящая девушка становится непривлекательной, перестает нравиться и т.д. В то же время конкретные примеры в жизни старшеклассниц противоречат этому утверждению, что вызывает недоверие и ко всей остальной информации о вреде курения.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Важно подчеркнуть, что отказ от курения позволяет восстановить утраченную привлекательность и чем раньше это произойдет, тем лучше для сохранения внешности.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В то же время разговор о влиянии курения на здоровье будущих детей не должен допускать компромисса. Нужно указать на недопустимость курения во время беременности, грудного вскармливания, так как это уже касается не личного пристрастия женщины, а жизни и здоровья ребенка, нарушения его права на здоровье. И юношам, и девушкам нужно знать о вреде пассивного курения для детей и об ответственности курильщика перед членами своей семьи.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Иными словами, </font></font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">курение перестает быть личным делом каждого, если оно вторгается в личную жизнь других людей.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Этот тезис может найти свое развитие в дискуссии на тему о правах курящих и некурящих или о том, могут ли дети упрекать своих родителей в том, что они курят.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Таким образом, можно сформулировать основные темы профилактической работы среди старших школьников:</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">1. Как бросить курить.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">2. Курение, женщина, красота.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">3. Курение и материнство.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">4. Права курящих и некурящих.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">5. Курение и реклама.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Молодых курильщиков надо ознакомить с методами отказа от курения, которые они могли бы применять самостоятельно. Эти приемы могут быть изложены в лекциях и в виде памяток.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#00b050">ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#111111">Будет ли профилактика табакокурения подростков и молодежи успешной или нет, во многом зависит от семьи. Что же надо знать, в чем следует разобраться, чтобы ребенок не курил? Попробуем ответить на этот вопрос.</font></font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">Табакокурение – это проблема.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#111111">Конечно, проблема, никто не спорит! Но, как это ни странно звучит, не все родители считают, что курение – «страшная проблема». «Мой ребенок курит? Это ужасно!..Не смей курить!». Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле… «Покуривает – плохо, конечно, но, слава Богу, не пьет и не колется. Курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер…Беседу, конечно, надо провести, поругать…» В действительности же от нашего отношения очень много зависит. Нам самим важно осознать, что табакокурение – серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но – посмотрите вокруг – число курящих людей огромно. У вашего ребенка есть все шансы попасть в зависимость от табака.</font></font></font>
-
<font color="#0070c0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Мы не курим.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#111111">Если мы хотим, чтобы ребенок не курил, тогда и сами не должны этого делать. Родители несут ответственность за детей, в частности, она предполагает осознанное отношение к своему поведению. В идеале, ребенок, с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и с возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребенок видит вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует вашему примеру, чем прислушается к словам.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">Притча о здоровой привычке</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">Сын-подросток пришел как-то домой с запахом табака. Отец же радостно воскликнул:</font></font></font>
<font color="#0070c0">— <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Сын, я думал, что ты еще маленький, а ты уже взрослый — курить пытаешься! Не знал я, где найти напарника для бега по утрам, а вот он, вырос! Одна беда, вставать очень рано приходится. Но раз куришь — значит, ты уже взрослый, проснешься! Завтра с утра встанем пораньше и начнем!</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">Несколько лет они бегали вместе. Отца уже нет в живых. Сын уже своих детей растит, но все так же бегает по утрам — привычка!</font></font></font>
-
<font color="#0070c0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Уважение к некурящим.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#111111">В жизни часто бывает не так, как хотелось бы, и в число значимых взрослых подростка входят курильщики. Как следует поступать в этом случае?</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#7030a0">Во-первых, не надо прятаться и пытаться скрыть дурную привычку, все равно не получится – обоняние у подростков острее, чем у взрослых.</font><font color="#111111"> Это не даст желаемого эффекта, но вполне может подорвать доверие подростка к вам, а также даст плохой пример: если куришь, то надо просто скрывать это от взрослых – и никаких проблем. В такой ситуации следует честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, а старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бы бросить и даже попробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Таким откровенным признанием вы не подорвете свой авторитет, и ваши отношения станут более доверительными.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#7030a0">Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах не позволять себе курить дома, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. </font><font color="#111111">Не следует также разбрасывать по комнатам пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более, заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к людям в обществе: не закуривать на улице при большом скоплении народа, курить только в отведенных для этого местах, не бросать окурки, пустые пачки и т.д. Такое поведение показывает подростку, что </font><font color="#7030a0">некурение – нормальное поведение человека, а курение накладывает определенные ограничения и курильщики не хозяева положения.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#111111">Если вы решили бросить курить, это заслуживает всяческого уважения. Вы можете рассчитывать на поддержку близких, в том числе подростка. Конечно, нужно поделиться с ним своим решением, но не следует активно вовлекать его в этот процесс (особенно это касается младших подростков), т.к. такая ситуация может привлечь излишнее внимание к проблеме и спровоцировать интерес.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#111111">Если же вы курите и не считаете эту привычку такой уж дурной, вам правится процесс курения, вы считаете, что это красиво и стильно, тогда вы не можете требовать от подростка соблюдать запрет на курение. Будьте последовательны в своих действиях и словах!</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">4. Правила для курильщиков.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#111111">В том случае, когда никто из домашних не курит, но у вас есть курящие друзья, в семье должны быть установлены правила, относящиеся к курению. Например, даже самым лучшим друзьям нельзя курить у вас дома, в присутствии детей.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">5. Единая позиция семьи и школы.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#7030a0">Необходимое условие для успешного проведения работы по профилактике курения подростков – общность позиций семьи и школы. </font><font color="#111111">Если вы равнодушно относитесь к деятельности школы, направленной на профилактику курения, вы можете спровоцировать аналогичную реакцию подростка. Поэтому ваша заинтересованность и поддержка повысят эффективность профилактической работы. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">6. Поговорите со своим ребенком.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#111111">Надо ли с ребенком говорить о курении? Когда начинать проводить беседы? О чем говорить? А может, лучше не говорить вообще? Конечно же, беседовать с ребенком, подростком о курении нужно, но при этом соблюдать некоторые условия:</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#7030a0">·Разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных;</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#7030a0">·Нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#7030a0">·Нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение к ней и на этой основе строить дальнейший разговор;</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#7030a0">·Таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">7. Установление причин курения.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#111111">Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить, и постараться нейтрализовать причины.</font></font></font>
<font color="#0070c0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">8. Фразы, которые не рекомендуется произносить в разговоре с подростком, и предполагаемая ответная реакция на них.</font></font></font>
<colgroup> <col width="120*" /> <col width="136*" /> </colgroup>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Фраза</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Реакция</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Ты еще мал курить!»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Отлично! Как только вырасту… Хотя я уже взрослый»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Чтоб я не видел тебя с сигаретой!»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Нет проблем! Буду курить в более приятной компании»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Курят только глупые люди»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Может твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Не смей курить!»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Не надо мне приказывать!»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Увижу с сигаретой – выгоню из дома!»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Какая ерунда! Любопытно на это посмотреть»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Сигарета – это яд. Капля никотина убивает лошадь»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Это банально, к тому же я не лошадь»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики»</font></font></font> |
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«А что, можно попробовать!»</font></font></font> |
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#ff0000">Подобно тому, как бывает болезнь тела,</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#ff0000">бывает также болезнь образа жизни</font>
<font color="#ff0000">Демокрит Абдерский</font></font></font>
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Особую тревогу общества вызывает стремительное нарастание тенденции злоупотребления молодежью алкогольных напитков и психоактивных веществ. </font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Можно выделить два периода в формировании установки на злоупотребление алкоголем и наркотиками – до и после начала приема. </font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Первичные установки появляются в результате усвоения детьми обычаев, норм и правил, действующих в социальном окружении, их преломлением через собственную личность и отношением к наблюдаемым явлениям. Так, в пьющих семьях ребенок усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель – потребитель алкоголя является для ребенка объектом любви и уважения. Вторичные установки формируются в результате пробы алкоголя или наркотика и формированием собственного отношения их употреблению.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Поскольку детский алкоголизм и наркомания приводит к необратимым нарушениям здоровья и очень сложно поддается лечению, особенно важна профилактика заболевания.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления веществ. Те обстоятельства, что способствуют их употреблению, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению – факторы защиты. В течение жизни на человека воздействуют как те, так и другие факторы.</font></font>
<font color="#0070c0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Профилактика</font></font></font><font color="#0070c0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> </font></font></font><font color="#0070c0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности нейтрализовать факторы риска</font></font></font><font color="#0070c0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Факторы риска:</font></font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">проблемы с психическим или физическим здоровьем ребенка;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">дети, рожденные и воспитанные родителями-алкоголиками;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь, и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">личностные качества (низкий уровень развития интеллекта, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">раннее начало половой жизни;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">частые конфликты в семье, низкий уровень дохода в семье;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">проблемы при общении с родственниками, сверстниками.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Факторы защиты:</font></font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">высокий уровень достатка, обеспеченность жильем;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">регулярное медицинское наблюдение;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">низкий уровень криминализации в населенном пункте;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">соблюдение общественных норм.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">С психолого-педагогической точки зрения все факторы алкогольной и наркотической зависимости разделяются на факторы среды (объективные) – социально–психологические и факторы личности подростка (субъективные) – психологические. </font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Соответственно в вопросах профилактики выделяются также два основных направления:</font></font>
– <font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">во–первых, работа со средой обитания подростка</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> (выделение факторов риска и их нейтрализация);</font></font>
– <font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">во–вторых, работа с личностью учащегося</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально–психологическим факторам и воздействиям.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В</font></font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">ажными являются навыки ассертивности и отказа от предложения употребить психоактивные вещества.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Эти умения базируются на жизненных навыках и ресурсах личности подростка (навыки постановки целей, принятия решения, групповой дискуссии, навыки персональной и социальной компетентности, навыки разрешения проблем).</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотиков и алкоголя. Исследования показывают, что от употребления алкоголя и наркотиков удерживает целый ряд защитных факторов:</font></font></font>
-
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">чувство юмора;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">внутренний самоконтроль, ребенок чрезвычайно целеустремленный; стрессоустойчивость;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком помимо родителей. Учитель может иметь огромное влияние на поведение ребенка;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">привязанности – склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/или семейным стандартам:</font></font>
-
– <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">преданность, близость, открытость;</font></font>
– <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">обязательства перед социальной группой и возложенные на нее надежды;</font></font>
– <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе нравственные ценности (семья, школа);</font></font>
– <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">условия, способствующие возникновению привязанностей:</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">возможность активного участия в работе социальной группы. Учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">успешное овладение необходимыми умениями;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">признание и одобрение умелых действий.</font></font>
-
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Нормы, исключающие употребление алкоголя и наркотиков, принятые: в семье, в школе, в окружении.</font></font>
-
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Тормозить себя нужно</font></font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">на каждом шагу,</font></font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">и это должно превратиться</font></font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">в привычку…</font></font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Человек без тормоза</font></font></font>
<font color="#ff0000">— <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">это испорченная машина</font></font></font><font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> </font></font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">А.С. Макаренко</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводятся по типу дискуссии на заданную тему. Подобный подход не отвечает основным требованиям к предупреждению употребления психоактивных веществ в связи с тем, что в нем отсутствует последовательность, непрерывность, учет реальной ситуации.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Для активнонаправленной профилактической работы необходим переход от установок по информированию детей о негативных последствиях алкоголизации и наркотизации к формированию у детей ценностного отношения к здоровью, активной психологической защиты от предложений "попробовать, принять наркотик"; к формированию не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам алкоголизации, наркотизации и отклонений в поведении</font></font></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Конечно, среда формирует, но...</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Исследования показывают, что подростки, устойчивые к наркотикам, обладают следующими общими качествами:</font></font>
– <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">они имеют низкие показатели психологической внушаемости, т.е. они самореферентные;</font></font>
– <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">обладают (часто бессознательно, интуитивно) своими индивидуально-психологическими, достаточно конструктивными способами преодоления стрессовых переживаний и конфликтных ситуаций, умеют без напряжения общаться, уверены в себе, разумны и рассудительны;</font></font>
– <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">стремятся и способны удовлетворять интерес и любопытство к интимным и таинственным сферам жизни, минуя потерю сознательного контроля, а если такое происходит, умеют отдавать себе отчет в произошедшем, способны к более или менее адекватной самооценке то, что в психологии часто называют способностью к рефлексии.</font></font>
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Отсюда становятся понятными основные базовые направления весьма эффективной психопрофилактической и педагогической работы с подростками.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">1. Стрессопрофилактика.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Это не столько нейтрализация стресс-факторов, воздействующих со всех сторон на подростка (часто нейтрализация или исключение этих факторов бывает просто невозможной, например, таких, как отношения в семье, жилищные, материальные условия жизни подростка, социальное окружение и пр.), а обучение, воспитание и развитие в нем способности к самостоятельному, цивилизованному, психологически эффективному способу их (стресс-факторов) преодоления, а также сознательной психологической саморегуляции.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">2. Снижение внушаемости</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> в процессе психоактивных тренингов и психокоррекционных упражнений.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">3. Психологическая коррекция свойственного подросткам любопытства и интереса к нездоровым переживаниям особых состояний</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> сознания способами, раскрывающими положительный личностный потенциал на основе сенсомоторной активности (аутотренинги, медитативные тренинги, транс–контрольные психотехники и т. д.).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Все эти три направления работы могут быть организованы при достаточной грамотности педагогического коллектива школы, включающего подготовленных соответствующим образом школьных психологов и социальных педагогов.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000">Взросление подростков «переполнено» переживаниями внутриличностных противоречий, взаимоисключающих побуждений. Внутренняя противоречивость и мотивационная «расщепленность» на чувственно-телесном (организмическом) уровне проявляются как личностная беспомощность. Если подобное состояние души и тела подростка становятся хроническим, то употребление алкоголя и наркотических веществ может оказаться для него одной из наиболее вероятных альтернатив «плохому самочувствию». Плохое самочувствие – результат не завершаемых столкновений в субъективном пространстве подростка взаимоуничтожающих друг друга потребностей и мотивов.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000">К сожалению, ни в семье, ни в школе не учат подростка тому, как преодолевать и разрешать внутриличностные рассогласования и противоречия. Здоровый образ жизни как панацея от всех проблем в подростковом возрасте актуально не привлекает. Физкультура и спорт, художественная самодеятельность, интересные экскурсии, книги, участие в олимпиадах, все, что принято называть занятостью подростка, само по себе не обеспечивает ему психологическую устойчивость к возникновению зависимостей. Как показывает практика, не обеспечивают психологическую защиту и пищевые добавки, витамины, диеты. Обучение подростков копинг-стратегиям (стратегиям преодолевающего поведения) в отношении жизненно важных проблем ориентируется на когнитивные, рациональные «подавления» одних (негативных) побуждений другими (позитивными с точки зрения воспитателя). Однако результат такого обучения остается для личности подростка внешним, не находит чувственно-телесного резонанса, а значит отчуждается.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000">Содействуя подросткам в решении их задач взросления, можно сформировать у них чувственно-телесную и личностно-психологическую устойчивость к негативным зависимостям.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В книге </font></font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Профилактика наркотизма: теория и практика»</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого</font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> (книгу можно найти по ссылке </font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">http://klex.ru/a8q</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">) </font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">представлены сравнительный анализ программ профилактики наркомании, а также программа работы с подростками, направленная на содействие им в решении задач взросления как наиболее результативного средства профилактики наркотической зависимости. В программу включены блоки работы с самими подростками, родителями, учителями, а также представлены формы работы с подростками, уже имеющими опыт употребления психоактивных веществ. Комплексный подход, сочетающий в себе все возможные формы работы с подростком и его окружением, позволит обеспечить эффективность профилактической деятельности.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Далеко не каждый человек, даже обладающий хорошими профессиональными знаниями способен эффективно работать с детьми, устанавливать с ними партнерские отношения. Специалист до начала работы должен четко осознать, в каких ролевых позициях он будет выступать перед детьми и к каким последствиям это может привести.</font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп выделяют следующие важные способности ведущего:</font></font></font>
<font color="#7030a0"></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка);</font></font></font>
<font color="#7030a0"></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Умение создать безопасную и поддерживающую обстановку;</font></font></font>
<font color="#7030a0"></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Умение нести знания «между слов», т.е. умение пользоваться невербальным компонентом общения;</font></font></font>
<font color="#7030a0"></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Помнить и уважать себя в детском и подростковом возрасте;</font></font></font>
<font color="#7030a0"></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Знание подростковых стилей и способов овладения материалом и иметь большой багаж различных форм активности;</font></font></font>
<font color="#7030a0"></font><font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Специалист должен иметь свою собственную определенную позицию по отношению к употреблению психоактивных веществ.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Подростки, как никто другой, остро чувствуют ложь и замешательство взрослых. До начала работы по предлагаемым программам, ведущий должен прояснить для себя какое место в его жизни занимают психоактивные вещества и быть готовым говорить об этом с детьми. В 80% случаев ребята на занятиях спрашивают ведущего о том, пьет ли он спиртные напитки, курит ли сигареты, и если да, то зачем. Ведущие профилактических программ для детей и подростков должны стремиться к полному исключению психоактивных веществ из своей собственной жизни.</font></font>
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Профилактическая деятельность в семье.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Жизненно необходимой средой для подростка несомненно является семья.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые, эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Именно формирование семьи как социально-поддерживающей системы является основой профилактической деятельности.</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> В рамках семейной профилактики используются различные программы.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Первый уровень семейных программ – программы для родителей детей и подростов, включенных в профилактическую систему. В рамках этой работы используется ряд аспектов:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Мотивация родителей на включение в программную деятельность, анализ внутрисемейных отношений, изменение деструктивных паттернов поведения на конструктивные.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Проведение профилактических тренингов для родителей и всех членов семей.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Индивидуальная работа с родителями.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Кроме этого в рамках программ первичной профилактики организуются «родительские экспертные советы», в задачи которых входит экспертиза профилактической программы, проводимой с их детьми, оценка ее эффективности, безопасности, определение фактов несогласия, замечаний по поводу тех или иных детских или семейных программ, разъяснение другим родителям и детям смысла и задач профилактической деятельности.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Важность включения родителей в профилактическую активность связана с необходимостью формирования семейной, школьной и общественной антиалкогольной и антинаркотической политики. Для достижения этой цели родители становятся одним из ведущих и высоко мотивированных групп населения.</font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В настоящее время замещающие семьи могут испытывать дефицит компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни, по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Поэтому в рамках профилактической работы с родителями и семьей в целом весьма эффективными являются семинары-тренинги, цель которых:</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Осознание и понимание смысла детско-родительских отношений.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Проработка ролевых позиция (Я – ребенок, Я – взрослый, Я –родитель) и внутрисемейных стратегий построения взаимоподдерживающих отношений.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Работа с самоидентификацией и Я – концепцией родителей.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Проработка личностных проблем, берущих начало из детства и семейных стереотипов родителей.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Осознание ответственности за собственную позицию в семье и свое поведение, а также за развитие позитивных изменений в семейной системе.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Осознание и развитие личностных и личностно-средовых ресурсов, на основании которых может быть сформировано более эффективное поведение и система семейных взаимоотношений.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Развитие этих ресурсов в родительских и детско-родительских тренинговых группах.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Развитие поддерживающих стратегий поведения в семье.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Примером таких тренинговых программ могут служить «субботние» семейные программы. В рамках этих программ проводится тренинговая профилактическая работа по субботам в течение четырех часов:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">1 час – тренинг с родителями;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">1 час – тренинг с детьми;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">1 час – детско-родительский тренинг;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">1 час – индивидуальные консультации и ответы на вопросы.</font></font>
<font color="#0070c0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Семейные условия, создаваемые замещающими родителями и связанные с формированием успешного, «хорошего» поведения являются:</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* уметь разделять самого ребенка и его проступки: "Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал (а)";</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* уметь активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребенка;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется, и заниматься вместе, помогать, когда он просит;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* постоянно поддерживать успехи ребенка, в повседневном общении использовать любые формы выражения своих теплых чувств и отношения: "Мне хорошо с тобой... Я рад(а) тебя видеть... Я по тебе соскучился(лась)... Мне нравится как ты... Ты мой хороший(ая)... Ты, конечно, справишься...".</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* стремиться выражать свои теплые чувства и поддержку не только словами, но и лаской, голосом, прикосновением.</font></font></font>
<font color="#0070c0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Семейные условия, определяющие формирование деструктивного «плохого» поведения:</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* неопределенные распоряжения без четких границ (часто достаточно одного раза, чтобы донести до ребенка в неадекватной форме важную информацию о том, как получить то, что хочешь. В следующий раз ребенок думает: "Может быть, я поднял недостаточно шума, чтобы получить то, что хочу? Я подниму еще больше шума.");</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* отсутствие у родителей между собой содружества и четкой позиции по отношению к детям; например, один из родителей не хочет быть авторитарным и, в результате, оказывается настолько уступчивым и услужливым, что теряет авторитет у ребенка, который начинает использовать слабости родителя, чтобы добиться желаемого;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* игнорирование родителями хорошего поведения одновременно с наказанием плохого (чаще такой оказывается позиция отца);</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* неполный контроль, когда родители не знают, где находятся их дети;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* непоследовательные дисциплинарные требования и пустые угрозы; постоянное выражение недовольства ребенком;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* стойкий или затяжной конфликт между родителями и остальными членами семьи; "блоки" внутри семьи, неспособность испытывать общие для всей семьи радости;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* неспособность родителей понимать и сочувствовать потребностям своего ребенка; нереальные родительские ожидания по отношению к нему, то есть те случаи, когда родители ожидают от ребенка удовлетворения своих собственных, нереализованных эмоциональных потребностей;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">* вера родителей в воспитательное значение физических и других наказаний.</font></font></font>
<font color="#7030a0"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Алкоголизм и наркомания среди детей и подростков, также как и у взрослых, имеет психологические причины. Поэтому профилактика детского алкоголизма и наркомании, в первую очередь, сводится к тому, чтобы не допустить отдаления ребенка от родителей в психологическом плане, помочь ему справиться с самим собой в непростой возрастной период и найти точки соприкосновения с внешним миром, не связанные с алкоголем. Если к этому добавится контроль над детьми и подростками со стороны школы и государства, то будет сделан решительный шаг к оздоровлению современного общества.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333">Есть такая притча.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще удерживался на плаву.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">Увидев третьего путника, они позвали на помощь. Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…«Разве тебе безразлична судьба детей» - спросили спасатели.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#0070c0">Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333">Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы табакокурения, алкоголизма и наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333">Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333">Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему необходима и воспитательная и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333">Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#7030a0">Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактикой. Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества. Но в первую очередь – это забота семьи и школы.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#00b050"><font size="4">Рекомендуемая литература:</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">1. С пособием </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Кулганова В.А., Белова В.Г., Парфенова Ю.А. «Превентология. Профилактика социальных отклонений» </font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">можно ознакомиться по ссылке</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Книга раскрывает основные вопросы теории и практики профилактики девиантного поведения среди подростков и молодежи. Рассмотрены теоретические вопросы формирования, базовые понятия и классификация аддикций, зависимого поведения, факторы риска и факторы защиты от формирования девиантного поведения у подростков, а также основные направления профилактики данного явления.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">2. Пособие </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Н.Ю.Максимовой</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних»</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> можно скачать здесь http://www.padabum.net/d.php?id=231694</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В пособии рассматриваются психологические аспекты предупреждения алкоголизма и наркомании: детерминанты указанных явлений, личностные особенности подростков, употребляющих психотропные вещества, механизмы возникновения психической зависимости от психотропных веществ. Представлена система психолого-педагогических воздействий, направленных на профилактику возникновения у подростков психологической готовности к употреблению алкоголя и наркотиков.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">3. Книгу </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Профилактика наркотизма: теория и практика»</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> можно скачать здесь http://klex.ru/a8q</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Эта книга поможет разобраться в некоторых важных аспектах работы по предупреждению наркомании. Методические рекомендации, представленные в книге, направлены на то, чтобы подготовить взрослых людей – педагогов, психологов, работников силовых структур и т.д. – к профилактике наркомании, к работе с подростками и старшеклассниками, их взрослым окружением.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">С </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Методическими рекомендациями для общеобразовательных учреждений</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> можно познакомиться по ссылке</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В брошюре предлагаются разработки занятий по профилактике табакокурения, алкоголизма как наиболее острой сегодняшней проблемы подрастающего поколения. Данное пособие содержит материалы памяток, предназначенные для работы с родителями по профилактике наркомании. Пособие будет полезно всем тем, кто работает с детьми и подростками.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">5. С Методическими рекомендациями для педагогов и родителей можно ознакомиться по ссылке</font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании. Формирование здорового образа жизни среди подростков и молодежи»</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">http://www.ocpr72.ru/docs/prof.pdf</font></font>
-
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">С книгой </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Березина С.В., Лисецкого К.С. «Психология ранней наркомании»</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> можно ознакомиться по ссылке http://www.psycheya.ru/lib/nark_doc/rannark_ogl.html</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Данная книга рассчитана на широкий круг читателей, кто так или иначе профессионально или личностно столкнулся с одной из самых сложных гуманитарных проблем – подростковой и молодежной наркоманией.</font></font>
-
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">С </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Примерной программой родительского просвещения по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> можно ознакомиться здесьhttp://refdb.ru/look/3281815-pall.html</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">8.С подборкой статей на тему </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Профилактика алкоголизма в школе»</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> можно ознакомиться по ссылкеhttp://kaknepit.ru/posledstvija/profilaktika-alkogolizma-v-shkole.html</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">9.Со статьей </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">А.В. Копытова, А.Н. Савицкой «Анализ факторов, влияющих на формирование алкогольной аддикции подростков и молодежи Республики Беларусь»</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> можно ознакомиться по ссылкеfile:///E:/Downloads/201212061006264%20(1).pdf</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">10. С учебно-методическим комплексом </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Социально-педагогическая профилактика» </font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">(авт. Г.Ф.Бедулина, Е.К.Погодина) УО «БГПУ им. Максима Танка» можно познакомиться по ссылке</font></font>
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">ВИДЕО:</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">1. </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Фильм</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">по профилактике наркомании</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> можно посмотреть здесь</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">2. Видео </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Профилактика и лечение наркомании в Республике Беларусь» </font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">можно посмотреть здесь</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">3. </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«В одиночку не справиться. Профилактический фильм о наркомании в Республике Беларусь»</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> можно увидеть здесь</font></font>
-
<font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Тайна едкого дыма»</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> мультфильм о вреде курения можно увидеть, перейдя по ссылке</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Мультфильм о вреде курения </font></font><font color="#00b050"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Трубка и медведь»</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> можно увидеть здесь</font></font>