Программа воспитательной деятельности
в шестой школьный день «Открытая школьная суббота»
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа организации шестого школьного дня «Открытая школьная суббота» |
Основание для разработки программы |
Положения Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, календарь государственных праздников, праздничных дней и памятных дат |
Автор программы |
Заместитель директора по учебной работе Лукомская Валентина Александровна |
Цель программы |
Создание оптимальных условий для становления личности как субъекта всех сфер жизнедеятельности |
Главная идея программы |
Формирование единого воспитательного пространства в шестой школьный день, направленного на укрепление физического и нравственного здоровья, интеллектуального развития и личного становления учащихся |
Задачи программы |
1. Вовлечение учащихся в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию. 2. Формирование у учащихся гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. 3. Развитие системы организованного досуга и отдыха учащихся. 4. Пропаганда здорового образа жизни, формирование личной ответственности за своё поведение. 5. Привлечение законных представителей к работе школы в шестой день. 6. Обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения учащихся, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости учащихся в шестой школьный день. 7. Формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности, актуализация творческих способностей учащихся. 8. Привлечение учащихся к различным видам общественно-полезной деятельности, сбору макулатуры, металлолома. 9. Организация помощи инвалидам, престарелым, ветеранам труда, узникам (работа волонтерских отрядов). |
Сроки реализации программы |
2024/2025 учебный год |
Исполнители программы |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя-предметники, педагог-организатор, педагог социальный, ученический коллектив, учреждения дополнительного образования, общественные организации, государственные учреждения |
Ожидаемые результаты |
1. Удовлетворение разнообразных запросов учащихся. 2. Формирование у учащихся нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. 3.Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, распространению курения в подростковой среде. 4.Повышение уровня воспитанности учащихся. 5. Развитие творческого потенциала личности каждого учащегося. 6.Налаживание более тесных контактов школы и семьи. |
Этапы реализации программы |
|
Пояснительная записка
Шестой день недели – суббота – является органичной частью целостной образовательной системы учреждения образования, и его организация отражается во всех видах планирования. При планировании воспитательных мероприятий шестого дня изучаются запросы учащихся, законных представителей, используются результаты психолого-педагогического сопровождения, проводится рейтинг проведённых мероприятий, анализируется кадровый потенциал и материально-техническая база.
Участники образовательного процесса проектируют и создают образовательную среду, в центре которой находится ребенок. Образовательная среда наполняется содержанием, соответствующим природным наклонностям и интересам детей. Содержание основывается на деятельности, способствующей развитию личности ребёнка, тех духовно-нравственных качеств, которые позволяют учащемуся школы строить жизнь достойную Человека.
На современном этапе развития школьной реформы в Республике Беларусь одним из ключевых моментов является предоставление шестого школьного дня рабочей школьной недели для мероприятий по укреплению физического, психологического и морального здоровья, интеллектуального развития и гражданского становления школьника.
У учащихся появилось свободное время, для разумного использования которого требуются как условия, так и умения его организации.
Исходя из этого, воспитательная работа в шестой школьный день недели предусматривает определённое соотношение целей, содержания, форм, методов и результатов воспитательного взаимодействия. В соответствии с возрастными особенностями учащихся программой определены три ступени с доминирующими видами деятельности.
На первой ступени доминирует познавательная деятельность. Основная цель воспитательных мероприятий – воспитание здоровой, нравственной, гармонично-развитой личности, с богатым культурным и духовным миром.
На второй ступени приоритет отдаётся коллективной творческой деятельности.
На третьей ступени доминирующим видом является спортивно-оздоровительная деятельность старшеклассников, направленная на закрепление навыков здорового образа жизни.
Программа «Открытая школьная суббота» предоставляет исполнителям большую свободу для творчества.
В шестой день недели работа должна быть организована для всех с учетом той части учащихся, которая в этом нуждается. Особое внимание нужно обратить на вовлечение в организованную деятельность учащихся из неблагополучных семей, педагогически запущенных детей, нуждающихся в постоянном педагогическом внимании. Жизнь подростков должна быть насыщена интересными видами деятельности.
Необходимо более активно и целенаправленно привлекать законных представителей к организации и проведению шестого школьного дня. Задача школы – не освободить семью от заботы о воспитании ребенка, а приобщить родителей к школьной жизни их детей. Назначение просветительской и информационной работы с родителями заключается в том, чтобы активизировать позитивные факторы семейного воспитания и гуманистический потенциал школы, обеспечить их взаимодополнение. Важно провести мониторинг запросов учащихся и их законных представителей, а также возможностей членов педагогического коллектива в деле организации шестого школьного дня.
Со стороны администрации школы важен контроль не только по вопросам организационного плана, укрепления материальной базы, расстановки кадров, но необходим и контроль за содержанием и результативностью воспитательной работы в шестой школьный день недели.
Задача администрации школы – заинтересовать весь учительский коллектив в работе с учащимися.
Воспитательные функции в шестой день недели призваны выполнять все педагогические работники школы:
Директор школы:
- координирует и определяет содержание и основные направления работы;
- содействует укреплению благоприятного психологического климата;
- создает надлежащие условия для творчества педагогов и развития учащихся.
Заместители директора
Заместитель директора по учебной работе:
- непосредственно организует работу педагогов школы по проведению учебных занятий, факультативов;
- оказывает методическую помощь по вопросам учебной работы с учащимися.
Заместитель директора по воспитательной работе:
- непосредственно организует работу педагогов в школе по проведению воспитательных мероприятий, занятий клубов, объединений по интересам;
- оказывает методическую помощь по вопросам воспитательной работы с учащимися;
- аккумулирует информацию о возможностях организации досуговой занятости, использует ее при планировании, доводит её непосредственно исполнителям;
- обеспечивает нормальное функционирование всех основных направлений внеурочной воспитательной работы, вовлекает в неё классных руководителей, педагога-организатора, социального педагога, по возможности учителей-предметников и законных представителей.
Педагог-организатор:
- принимает непосредственное участие в подготовке и разработке сценариев проводимых мероприятий;
- организует участие в них детей;
- организует работу детских объединений и организаций.
Социальный педагог:
- организует консультации для законных представителей, учащихся, учителей;
- принимает участие в проводимых мероприятиях;
- проводит работу с семьёй.
Классные руководители, учителя-предметники:
- организуют участие детей в мероприятиях шестого дня недели;
- планируют и организуют работу непосредственно с классными коллективами;
- проводят работу с семьёй;
- привлекают законных представителей к воспитательной работе в шестой школьный день;
- проводят индивидуальную работу с учащимися.
Программа «Открытая школьная суббота» предоставляет исполнителям большую свободу для творчества:
- непосредственное взаимодействие с учащимися:
- индивидуальная работа;
- включение детей в различные виды деятельности по интересам (учебные занятия, объединения по интересам, клубы, трудовые объединения).
- создание воспитательной среды:
- включение детей в различные виды социально активной деятельности;
- деятельность детских организаций.
- коррекция и координация различных воспитательных влияний в социуме:
- работа с семьей, привлечение законных представителей к воспитательной работе в субботний день;
- укрепление нравственного и психофизического здоровья:
- физкультурно-оздоровительные занятия;
- спортивно-массовая работа;
- работа по профилактике вредных привычек, утверждение здорового образа жизни.
Доступность информации для учащихся и законных представителей о вариантах проведения времени в субботу оформлена на информационном стенде «Шестой школьный день» и на сайте учреждения образования в разделе «Воспитательная работа» - «Шестой школьный день».
Еженедельно в плане шестого школьного дня
- внеклассная спортивно-оздоровительная работа (подготовка к соревнованиям);
- работа факультативных занятий;
- занятия в объединениях по интересам;
- работа школьной библиотеки;
- работа педагога социального (консультирование законных представителей и учащихся).
Согласно плана:
- воспитательные мероприятия по формированию навыков ЗОЖ, правилам этикета и культуры, изучению ПДД и личной безопасности;
- развивающие и интеллектуальные викторины;
- музыкальные и танцевальные конкурсы;
- спортивные мероприятия;
- вечера отдыха;
- подготовка к конкурсам, концертам, праздникам.