В настоящее время в профилактической работе с подростками рекомендованы структурированные методы прогнозирования и оценки рисков криминализации несовершеннолетних. С этой целью в сентябре 2021 года Министерством образования Республики Беларусь в регионы направлены методические материалы по реабилитации и ресоциализации детей, практикующих поведение, вступающее в конфликт или контакт с законом.
Программа предусматривает индивидуализированный подход в работе с каждым несовершеннолетним. При реализации программы рекомендуется использовать адаптированный российскими коллегами метод структурированной оценки риска совершения несовершеннолетними правонарушений «Оценка риска и возможностей» (далее - ОРВ).
Методика ОРВ рассматривает такие сферы, как:
- криминальная история подростка (опыт совершения правонарушающих поступков, учитывая не только официально зарегистрированные факты, но и те, о которых подросток или его окружение готовы сообщить в работе с методикой);
- семейные обстоятельства;
- образование и занятость (первичная и вторичная);
- взаимоотношения со сверстниками;
- опыт употребления психоактивных веществ (подростком и/или его ближайшим окружением, место алкоголя и ПАВ в системе ценностей подростка);
- опыт дисциплинировапия и организации времяпрепровождения подростка (со стороны самого подростка, его родителей и педагогов);
- личностные особенности и характеристики;
- ценностный аспект.
В процессе применения методики ОРВ специалистам предоставляется возможность оценки основных потребностей несовершеннолетнего, степени их удовлетворения, а также традиционных способов, практикуемых подростком и его окружением для их реализации, в том числе определить степень их асоциальности и криминальности.
К социально-психологическим факторам риска совершения правонарушений несовершеннолетними относят:
1. Финансовые/жилищные проблемы: в настоящее время семья переживает финансовые или жилищные проблемы.
2. Неблагоприятные жилищные условия: у подростка отсутствуют минимально необходимые условия проживания - нет жилья вообще или постоянного места проживания (регистрации).
3. Культурные/этнические вопросы: семья испытывает трудности, связанные с культурными, этническими или религиозными различиями.
4. Криминальная наследственность: близкие родственники (родители, братья или сестры) неоднократно совершали преступные действия.
5. Эмоциональное и психическое расстройство: один или оба родителя страдают или страдали психическими заболеваниями.
6. Злоупотребление наркотиками/алкоголем: один или оба родителя страдают или страдали наркотической или алкогольной зависимостью.
7. Развод: разведены и/или находятся в состоянии развода, у родителей происходит или имел место недавно супружеский конфликт отношений.
8. Серьезные эмоциональные травмы в семье: связанные со смертью или тяжелой хронической болезнью в семье, распадом семьи, или кризисом схожего типа.
9. Отсутствие сотрудничества со стороны родителей. Один или оба родителя не интересуются проблемами подростка, не принимают участия в их решении.
10. Жестокое обращение со стороны отца: отец проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи.
11. Жестокое обращение со стороны матери: мать проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи.
12. Социально-педагогическая запущенность: подросток находится в ситуации отсутствия родительского или общественного контроля; в жизни подростка были периоды, когда он находился без родительского или общественного контроля.
13. Угроза со стороны третьих лиц: подростку угрожает опасность со стороны других лиц.
Психологические причины преступности несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков, кроющиеся в их собственной личности, главным образом состоят в следующем. Во-первых, противоречие между физиологией и психологией у несовершеннолетних.
Несовершеннолетние характеризуются опережением в физиологическом развитии и относительным отставанием в психологическом развитии, так что у них в процессе роста встречаются различные противоречия, такие, как противоречие между высокой энергией и низкой способностью саморегулирования, между любопытством и низкой способностью различения; между зрелостью сексуальной функции и отсутствием моральных ценностей; между субъективной оценкой (в том числе самооценкой) и объективной реальностью. Если вышеуказанные противоречия не получают правильного руководства, то они могут выступить мотивацией совершения преступления несовершеннолетним.
В характеристике мотивов и целей противоправного поведения несовершеннолетнего в сфере незаконного оборота наркотических средств важно то, что на содержание и направленность принятия волевого решения на совершение соответствующего преступления решающее влияние оказывают: антиобщественные, индивидуальные взгляды личности несовершеннолетнего, весь сложный комплекс ее характеристик - социальный, социально-психологический портрет конкретного человека; факторы внешней среды.
Большинство несовершеннолетних, совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, не имея основных юридических знаний, не знают, являются ли преступлениями совершаемые ими общественно опасные деяния, будут ли они привлечены к уголовной ответственности за данные деяния. У некоторых из них имеются определенные юридические познания, но еще не сформировалась концепция законопослушания, так, что они не могут контролировать и регулировать свое собственное поведение в соответствии с законом, что отличает несовершеннолетних преступников от взрослых.
Серьезными проблемами семейного воспитания являются неполная семья и небрежное воспитание детей. Ускоренное социально-экономическое развитие, идеологические изменения и масштабные миграционные потоки в стране воздействуют на устойчивость брачных отношений. Развод, раздел детей, повторный брак становятся все более часто встречающимися явлениями, приводящими к негативным изменениям в составе семьи, где дети (подростки) живут без достаточной поддержки и надлежащего контроля со стороны родителей, так что некоторые из них начинают искать «близких друзей» среди сверстников. В то же время развитие рыночной экономики изменило традиционный образ жизни граждан, так что часть родителей все время занята своей работой, чтобы заработать деньги, не имея времени заботиться о жизни и учебе детей. Последние, в конечном счете, предоставлены сами себе.
При изучении личности лица, совершающего преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, среди прочих успению применяется статистический метод. Он даёт возможность описать среднестатистический портрет преступника.
Справочно: в 2021 году следственными органами области рассмотрены либо находятся на рассмотрении около 50 фактов совершения несовершеннолетними преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по которым задержано 37 учащихся учреждений общего среднего и профессионального образования, из них 14 — девушки, 23 - юноши. Обучаются в учреждениях общего среднего образования - 18, в учреждениях профессионального образования - 17, не учатся и не работают - 2.
Воспитываются в полных семьях — 19, в неполных семьях -12, являются детьми из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 6 (4 — замещающие семьи, 2 — на государственном обеспечении в учреждениях образования).
Воспитываются в многодетных семьях - 6 задержанных.
В отношении 6 учащихся имелись сведения о признаках семейного неблагополучия (проводилось социальное расследование) либо были признаны находящимися в социально опасном положении, в отношении 7 задержанных проводилась индивидуальная профилактическая работа.
По успеваемости, отношению к учебе характеризуются по-разному, в связи с чем выявить закономерность не представляется возможным. Вместе с тем педагогическими работниками, в т.ч. выявившими вовлечение несовершеннолетних в престуачения, связанные с незаконным оборотом наркотиков (Мозырский ГПК, Мозыре кий ГFIJI строителей), отмечалось изменение поведения учащихся - вызывающее, дерзкое, конфликтное, изменение круга общения — распад прежних дружеских связей, появление денежных средств, а также изменения отношения к учебе - пропуск занятий без уважительных причин, опоздание на первые уроки, равнодушное отношение к подготовке заданий, нарушение дисциплины и т.д. Также 4 учащихся не были охвачены внеурочной занятостью, в т.ч. в 2 случаях по причине отказа родителей.
О роде такой деятельности подростки узнают через сеть Интернет. Практически все подростки были вовлечены в торговлю наркотическими средствами через социачьную сеть «Вконтакте» (27 подростков), мессенджер «Телеграм» (3 подростка), а также от знакомы и друзей (7 подростков).
Таким образом, среднестатистический социально-психологический портрет несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, имеет следующие черты: юноша, 14-17 лет, учащийся старших классов учреждения общего среднего образования/учреждения профессионального образования, воспитывающийся в семье, имеющей те или иные критерии неблагополучия (как социального так и психологического), не вовлеченный во внеурочную занятость, имеющий негативное отношение к социально полезной деятельности, корыстную мотивацию совершаемых поступков, активно посещающий сеть Интернет, в частности социальную сеть «Вконтакте», в том числе с использованием мобильного телефона, ранее не имеющих проблем с законом и не попадавших в поле зрение милиции.
Управление внутренних дел Гомельского облисполкома
Главное управление образования Гомельского облисполкома
Главное управление здравоохранения Гомельского облисполкома