Порядок расчета результатов репетиционного тестирования
Обращаем ваше внимание на то, что в целях соблюдения преемственности результатов репетиционного тестирования, проводимого УО «Республиканский институт контроля знаний» в 2018−2019 учебном году, и результатов централизованного тестирования 2019 года, которые будут рассчитаны с использованием новой методики подсчета тестового балла (в основу будет положен метод преобразования распределения частот первичных баллов к нормальному распределению, результаты репетиционного тестирования будут рассчитываться следующим образом.
Подсчет результата выполнения теста репетиционного тестирования будет осуществляться в два этапа. Сначала будет определен первичный балл, набранный участником тестирования. После этого по результатам статистической обработки первичному баллу будет поставлен в соответствие тестовый балл на 100-балльной шкале, который и будет являться итоговым результатом.
Первичным баллом, набранным абитуриентом за выполнение теста, будет являться сумма оценок (баллов) за каждое верно (частично верно) выполненное им тестовое задание. Количество первичных баллов за верное (частично верное) выполнение тестовых заданий зависит от формы тестовых заданий и представлено в таблице (см. табл.).
Общая схема начисления первичных баллов за выполнение теста репетиционного тестирования может быть представлена следующим образом.
1) Задания с выбором одного правильного ответа.
В условии тестового задания предложены четыре или пять вариантов ответа, из которых только один является верным.
Задание считается выполненным верно, если участник тестирования выбрал и указал в бланке ответов правильный ответ.
Задания с выбором одного правильного ответа оцениваются в 0 или 1 первичный балл:
− 1 балл, если задание выполнено верно;
− 0 баллов, если указан неправильный ответ, или ответ не дан, или указано более одного ответа.
2) Задания с выбором двух и более правильных ответов.
В условии тестового задания предложены пять вариантов ответа, из которых два и более являются верными.
Задание считается выполненным верно, если участник тестирования выбрал и указал в бланке ответов только все правильные ответы.
Задания с выбором двух и более правильных ответов оцениваются в 0, 1 или 2 первичных балла:
− 2 балла, если задание выполнено верно;
− 1 балл, если при указании ответов допущена одна ошибка;
− 0 баллов, если при указании ответов допущено более одной ошибки или ответ не дан.
Ошибкой при указании ответов на задание с выбором двух и более правильных ответов считается:
− указание неверного ответа;
− неуказанный верный ответ.
В случае если дано более одного неверного ответа, не указано более одного верного ответа, а также дан хотя бы один неверный и одновременно не указан хотя бы один верный ответ, – задание признается выполненным неверно (допущено более одной ошибки).
3) Задания, предполагающие запись в бланк ответов краткого ответа (слово, словосочетание, последовательность цифр или целое число).
Задание, предполагающее запись в бланк ответов краткого ответа (слово, словосочетание, последовательность цифр или целое число) считается выполненным верно, если участник тестирования записал в бланк ответов правильный краткий ответ в соответствии с порядком заполнения бланка ответов, а также на языке и в форме, которые определяются условием тестового задания.
Задания, предполагающие запись в бланк ответов краткого ответа (слово, словосочетание, последовательность цифр или целое число) оцениваются в 0 и 2 первичных балла:
− 2 балла, если задание выполнено верно;
− 0 баллов, если указан неправильный ответ, или запись ответа не соответствует порядку заполнения бланка ответов или условию тестового задания, или ответ не дан.
4) Задания на установление соответствия, предполагающие запись в бланк ответов краткого ответа в виде сочетания букв и цифр.
Задание на установление соответствия, предполагающее запись в бланк ответов краткого ответа в виде сочетания букв и цифр, считается выполненным верно, если в бланке ответов указан правильный ответ в соответствии с порядком заполнения бланка ответов и инструкцией по выполнению данного тестового задания.
Задания на установление соответствия, предполагающие запись в бланк ответов краткого ответа в виде сочетания букв и цифр, оцениваются в 0, 1 или 2 балла:
− 2 балла, если задание выполнено верно;
− 1 балл, если при указании ответа допущена одна ошибка;
− 0 баллов, если при указании ответа допущено более одной ошибки, или запись ответа не соответствует порядку заполнения бланка ответов или условию тестового задания, или ответ не дан.
Ошибкой при указании ответа на задание на установление соответствия, предполагающее запись в бланк ответов краткого ответа в виде сочетания букв и цифр, считается одна неверно указанная цифра при соблюдении условий:
− количество символов в ответе соответствует инструкции по выполнению тестового задания;
− символы «А», «Б», «В», «Г», «Д» находятся соответственно на первой, третьей, пятой, седьмой, девятой позиции в ответе участника тестирования согласно инструкции по выполнению тестового задания.
В случае если в ответе участника тестирования не соблюдается хотя бы одно из условий, запись такого ответа признается не соответствующей условию тестового задания.
После определения первичных баллов, набранных участниками репетиционного тестирования, каждому возможному значению первичного балла в автоматическом режиме будет поставлен в соответствие тестовый балл на нормализованной шкале
При этом значению первичного балла 0 будет поставлено в соответствие значение тестового балла 0. Максимально возможному значению первичного балла, которое сможет набрать участник тестирования, верно выполнивший все задания теста, будет поставлено в соответствие значение тестового балла 100.
Данная методика подсчета результатов тестирования является вот уже более ста лет наиболее широко используемой в развитых странах мира классической моделью оценки знаний при проведении различных видов тестирования.
Таким образом, по итогам статистической обработки участник тестирования получит итоговый тестовый балл, который будет являться результатом оценки его уровня знаний, отображаемой абсолютной величиной на выбранной шкале измерения.
Как следствие, дополнительным преимуществом новой методики является возможность абитуриентам оценить свой текущий уровень подготовки в сравнении с другими участниками тестирования. Это можно будет сделать следующим образом.
Допустим, после прохождения репетиционного тестирования тестовый балл абитуриента по математике равен 62.
Воспользуемся для наглядности программой MS Excel 2010. Установив курсор в свободную ячейку, выполним команду из меню «Формулы» − «Вставить функцию» − «Норм. расп.».
Далее в появившемся окне укажем исходные данные, как показано на рисунке.
Полученное значение 0,76… свидетельствует о том, что такой результат выполнения теста по математике выше либо равен результатам примерно 76 процентов участников тестирования, прошедших репетиционное тестирование в предыдущие годы (и, следовательно, 24 процента участников показали результат выше
62 баллов).
Таким образом, участие в репетиционном тестировании позволит абитуриенту не только определить имеющиеся пробелы в знаниях по учебному предмету, но также максимально точно оценить абсолютное значение уровня этих знаний, в том числе оценить свой текущий уровень подготовки в сравнении с другими участниками.