Информационный час "По страницам газеты "Юный спасатель"
Цели и задачи:
Популяризация газеты «Юный спасатель среди школьников
Расширение знаний учащихся о газете «Юный спасатель» как о печатном органе Белорусской молодёжной общественной организации юных спасателей-пожарных
Повышение интереса школьников к газете «Юный спасатель»
Знакомство учащихся с основными рубриками, конкурсами и викторинами для организации свободного времени детей и подростков
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, жетоны с логотипом газеты «Юный спасатель»
Ход
(На мотив песни из мультфильма «Пластилиновая ворона» исполняется песня)
Мы вам расскажем сказку,
А может и не сказку.
Постойте, разве сказку?
Ведь это наша быль!
В Республике газета есть,
Уж очень много пишут в ней,
О том, как нужно правильно
И безопасно жить.
И кроме всего этого
Там много интересного:
Кроссворды, фотоконкурсы,
Знакомства и игра.
Послушайте внимательно
И тайны вам откроются.
Про «Юного спасателя»
Узнаете сейчас. (Слайд 2)
Вед.1: Газета «Юный спасатель» издаётся с января 2004 года. Газета является печатным органом Белорусской молодёжной общественной организации спасателей-пожарных.
Вед. 2: Среди основных целей и задач издания:
- Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи;
- Развитие творческого потенциала читателей;
- Формирование среди читателей безопасной жизнедеятельности;
- Популяризация профессии спасателя-пожарного
Вед. 1: Газета «Юный спасатель» является своеобразным мостиком между поколениями, через который старшие ребята делятся опытом с младшими.
Вед. 2: Газета может проникнуть в Ваши души, остаться там, дать ростки доброго, светлого, прекрасного и полезного. Читая её, каждый сможет найти что-то близкое, интересное и полезное ему.
Вед. 1: Газета «Юный спасатель» увлекательная, занимательная и многообразная. Она является полезным источником информации для детей. Благодаря газете дети знают, как нужно поступать в опасной ситуации и с ними не случается беды. Более того, многие из них готовы прийти на помощь другому человеку.
Вед. 2: Редакция газеты «Юный спасатель» занимается также выпуском обучающей литературы по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Среди издательских проектов – книги, раскраски, наборы для детского технического творчества, настольные игры, канцелярские товары.
Вед. 1: В 2006 году была учреждена серия «Авторы – дети». Авторами иллюстрированных познавательных книг являются ребята – победители иллюстрированных конкурсов, проводимых Министерством по чрезвычайным ситуациям, Белорусской молодёжной общественной организации спасателей-пожарных, газеты «Юный спасатель»
Вед. 2: Для более подробного знакомства с рубриками газеты «Юный спасатель» мы отправляемся в путешествие. С собой необходимо взять: внимание, смекалку, находчивость.
Вед. 1: Во время выполнения отдельных заданий вы получите жетоны, которые будут подсчитаны. Самый активный участник путешествия получит наш главный приз!
Вед. 2: Газета «Юный спасатель» знакомит ребят с историей возникновения пожарной службы в Республике Беларусь, с историей создания Белоруской молодёжной общественной организации спасателей-пожарных.
Первая станция – «Информационная» (Слайды 3, 4)
Ученик 1: Существование пожарной охраны Беларуси прослеживается с конца XIV века. Первоначально она носила характер повинности, возложенной по очереди или по общественным приговорам, в виде взыскания за неплатеж городских повинностей. В последующем в некоторых городах были установлены выборные должности «стражников от огня». Вместе с тем, к борьбе с огнем в обязательном порядке привлекалось практически все население. До конца существования Речи Посполитой профессиональная пожарная охрана на белорусских землях сформирована не была. В Российской Империи первые штатные профессиональные пожарные команды были созданы в столицах (Санкт-Петербургская – 1803 г и Московская – 1804 г.). Однако, разосланное в губернии «Положение о составе пожарной охраны» носило рекомендательный характер. В связи с этим, с 1817 года являться на пожары и оказывать помощь при разлитии рек, дополнительно было возложено на Внутреннюю стражу. В 1848 году Министерство внутренних дел рассылает на места обязательные правила учреждения обывательских караулов, введя выборную должность пожарного старосты. 17 марта 1853 г. именным Указом Императора Николая I была утверждена «Нормальная табель состава пожарной части в городах». Все города, кроме столиц, по числу жителей были разделены на семь групп, для которых был определен штат служителей пожарных команд, количество инвентаря и средства на его ремонт. В год принятия «Нормальной табели» штатное расписание было утверждено для 461 города страны, в том числе для 32, расположенных на современной территории Республики Беларусь. Так, известно, что 13 июля (25 июля по новому стилю) 1853 г. Минское губернское правление и Минская городская дума, рассмотрев вопрос «О создании пожарной части в г. Минске», утвердила смету расходов на содержание пожарной части в составе 51 человека Именно с 1853 г. начинается история профессиональной пожарной службы на Беларуси, а 25 июля считается днем основания пожарной службы Беларуси.
Ученик 2: История движения юных пожарных ведется с 30-х годов прошлого века, а организационное объединение между уже существующими клубами юных спасателей-пожарных, как общественной структуры, произошло 14 октября 2001 года, когда была создана Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных (БМООСП). (слайды 5-6) 27 декабря 2001 года в Министерстве юстиции Республики Беларусь состоялась регистрация Белорусской молодёжной общественной организации спасателей-пожарных. С этого времени в республике действует Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных, созданная по инициативе членов клубов и дружин юных спасателей-пожарных.
Ученик 3: На сегодняшний день БМООСП является одним из крупнейших в Беларуси общественным объединением и действует во всех регионах республики. Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных включена в реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Ученик 1: За время существования Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных объединила большинство подростков – учащихся средних школ и других учебных заведений, благодаря чему они могут обучаться основам безопасной жизнедеятельности, уметь правильно вести себя в случае возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
Вед. 1:
Следующая станция нашего путешествия – «Познавательная» (Слайд 7)
На страницах газеты «Юный спасатель» вы узнаете об опасной и нужной профессии пожарного.
(Слайд 8)
Если где – то задымится,
Если что – то загорится,
По тревоге как один
Позвоним по … (101)
- И кто же придет к нам на помощь? (Пожарные) – (Слайд 9)
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный? ( Ответы детей)- (Слайд 10)
Чтобы стать пожарными, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом. Нужно уметь логически размышлять, иметь хорошую реакцию и быть способным на подвиг.
(Слайд 11)
Вед. 2: Пожарный – это профессия для мужественных, сильных, волевых людей. Конечно, они готовы на подвиги для спасения людей, борьбы с всепожирающим огнём, вышедшим из-под контроля. И наша с вами задача – не допустить, чтобы огонь остался без нашего надзора. Соблюдать все
правила противопожарной безопасности. Быть пожарником – очень опасная и рискованная профессия.
Ученик 2: (Слайд 12)
Они не ропщут на судьбу –
Она дана им от рожденья...
Покой сменили на борьбу.
По зову сердца, вдохновенья.
Отбросьте смех на все года –
В пожарных доля не простая:
В ней риск присутствует всегда,
Им в лица смерть смеется злая.
Забыв про отдых и покой,
Они идут в огонь и в воду...
Пожарный - истинный герой,
Так было, есть, и быть от роду.
От малых бед до катастроф,
Всегда, везде - ведь мир так тесен,
Они достойны лучших строф
Баллад и од, прекрасных песен...
Отчизна, помни имена
Своих героев-чудотворцев!
Пусть славится везде она –
Работа смелых огнеборцев.
(Слайд 13)
Вед. 2:
Пожарным рыжим и седым
В дерюжках дымных и прожженных
Как всем оплаканным святым,
не хватит места на иконах.
Под слоем пепла не видны
живые трещины-морщины.
Спаси их всех и сохрани,
Неопалимая Купина!
Вед. 1: Газета «Юный спасатель» знакомит школьников с причинами пожаров, учит правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. Поэтому следующая станция нашего путешествия - «Обучающая». (Слайд 14)
Вед. 2: Ребята, а вы знаете, что может быть причиной пожаров? (Ответы детей. (Слайд 15)
Вед.1: Основными причинами пожара являются:
- Неправильное обращение с электробытовыми приборами
- Неисправная электропроводка
- Возгорание телевизора
- Утечка газа
- Детские шалости
Ученик 1: (Слайд 16)
Огонь - всем друг,
Надёжный и испытанный,
Но если дружба дорога,
То будьте осторожны,
Будьте бдительны,
Не превращайте друга во врага!
Ученик 2: Правила поведения во время пожара
Не играй, дружок со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички – невелички
Может дом сгореть дотла. (Слайд 17)
Ученик 1: Не отключив электроприбор,
Можно остаться
Без новеньких штор.
Шторы сперва задымят, а потом
Вместе со шторами вспыхнет весь дом! (Слайд 18-19)
Ученик 2: Чтоб он не стал твоим врагом
Будь осторожен с утюгом!
Не суши бельё над газом-
Всё сгорит единым разом! (Слайд 20-21)
Ученик 2: Выключай в квартире газ-
За газом нужен глаз да глаз! (Слайд 22)
Ученик 1: С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур. (Слайд 23)
Ученик 2: Пиротехника опасна,
Хоть и выглядит прекрасно. (Слайды 24-25)
Ученик 1: Если имущество хочешь сберечь-
Не уходи пока топится печь! (Слайд 26)
Ученик 2: Огонёк в лесной тиши –
Потом горящий бор туши! (Слайды 27-29)
Ученик 1: Во избежание всяких бед,
Огню на ёлку хода нет! (Слайд 30)
Ученик 2: Младшим братьям и сестричкам
Все ребята говорят:
«Крепко помните, что спички-
Не игрушка для ребят!» (Слайды 31-32)
Вед. 2: Ребята, а вы знаете, по какому номеру нужно звонить, если вдруг случился пожар? (Слайды 33-34)
Если вдруг пожар возник,
Ты звонить обязан вмиг,
Знает каждый гражданин
Часть пожарных – 101!
Если что-то загорелось,
На себя возьмите смелость:
Срочно “101” звоните,
Точно адрес назовите,
Что горит, давно ли, где.
Несколько минут промчится –
К вам пожарная примчится
И поможет вам в беде!
Вед.1: Ребята, кто из вас знает, как нужно вести себя в случае возникновения пожара? Газета «Юный спасатель» познакомит вас с правилами поведения во время пожара.
При пожаре дома: (Слайд 35)
- Вернись, плотно закрой входную дверь;
- Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками;
- Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком;
- При задымление помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.
Вед. 2: Если выйти из помещения невозможно: (Слайд 36)
- Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи откуда она исходит;
- Вызови пожарную охрану по телефону 101;
- Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери;
- Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара;
- Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.
Вед. 1: При выходе через задымлённый коридор (Слайд 37)
- Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом;
- Дыши через мокрые: носовой платок, ткань, одежду;
- Двигайся к выходу пригнувшись или ползком- внизу дыма меньше.
Вед. 2: При загорании электроприбора (Слайд 38)
- Обесточь прибор, выдерни вилку из розетки;
- Накрой прибор плотной тканью или одеялом;
- Если пожар усилился, закрой окна и двери, покинь помещение;
- Сообщи в пожарную охрану по телефону 101.
(Слайд 39)
Многие пожары происходят из-за нарушения правил пользования электрическими приборами, сотовыми телефонами. Нельзя допускать попадания на них воды или других легко воспламеняющихся жидкостей.
Вед. 1: Кроме знания правил поведения во время пожара всем нужно знать и правила поведения в других чрезвычайных ситуациях. Об этом вы сможете прочитать на страницах газеты «Юный спасатель».
Ученик 1: (Слайд 40)
Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
- Как тебя зовут, малыш?
Дома с кем сейчас сидишь?
Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед,
- До свидания! – скажи,
- Быстро трубку положи.
Ученик 2: (Слайд 41)
Выйдешь на балкон – так и знай:
Там на стулья не вставай!
Это может быть опасно –
Падать сверху так ужасно!
На перила не взбирайся,
Низко не перегибайся –
Будет сложно удержаться…
Ты ж не хочешь вниз сорваться?
Ученик 3 : (Слайд 42)
Знай, по перилам опасно кататься!
Можешь случайно не удержаться
Или за что-нибудь вдруг зацепиться –
Больно мой, друг, на ступеньки свалиться!
Если сорвёшься в проём – что тогда?
Это уже пострашнее беда!
Так что, прошу, не рискуй, не катайся,
А по ступенькам спокойно спускайся!
Ученик 1 : (Слайд 43)
Если квартира твоя высоко
И добираться туда нелегко,
Пользуйся лифтом, но только учти:
В лифт с незнакомцами не заходи!
Могут обидеть тебя, напугать
Можешь серьёзно тогда пострадать!
Ученик 2: (Слайд 44)
Если в дверь звонит звонок
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришёл к тебе, узнай,
Но чужим не открывай!
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай открывать.
Вед. 2: Газета «Юный спасатель» предлагает своим читателям много занимательного материала. Это загадки, ребусы, кроссворды.
На станции «Развлекательная» (слайд 45) вам предстоит справиться с этими заданиями.
- Решите кроссворд и вы узнаете, что может случиться, если оставить без присмотра бытовые электроприборы (Слайд 46)
- На ней готовят еду (Плита)
- На нём можно работать, играть, учиться.
Все ребята хотят иметь его у себя дома. (Компьютер)
- Пузатый, полосатый
На плите сопел.
Потом песню вдруг запел (Чайник)
- В нашей комнате одно
Есть волшебное окно.
В том окне чудес полно.
Что же это за окно? (Телевизор)
- Выберите, что нужно пожарному. (Слайд 47)
- Назовите номер пожарной службы. (Слайды 48-49)
- Загадки
- Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь) (Слайд 50)
- Что бывает, если птички
Зажигают в доме спички? (Пожар) (Слайд 51)
- Я мчусь с сиреной на пожар,
- Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
- Мы быстро, словно стрелы. (Пожарная машина) (Слайд 52)
- Летала мошка - сосновая ножка,
на стог села –
всё сено съела. (Спичка) (Слайд 53)
- Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать! (Пожарные) (Слайд 54)
- Висит - молчит,
а перевернёшь, шипит, и пена летит. (Огнетушитель) (Слайд 55)
- Викторина «Это надо знать!»
(Слайд 56)
1. Что нужно сделать, если в доме начался пожар?
*убежать молча
*позвонить по телефону 101
* спрятаться под кровать
2.Дым при пожаре опаснее, чем огонь. Как ты будешь себя вести, чтобы не задохнуться?
*ползком выберусь из квартиры
*заберусь в шкаф
*буду полотенцем разгонять дым
3. Что ты будешь делать, пока едут пожарные?
*начну генеральную уборку
*выбегу на улицу
*буду лить масло в огонь
(Слайд 57)
4.Назови телефон пожарной службы
*01
*02
*03
5. Что ты сделаешь с костром, уходя из леса?
*подкину дровишек
*исполню танец папуасов
*потушу и забросаю землёй
6. Если при приготовлении пищи загорелся жир на сковороде ?
*вынесу сковороду на улицу
*залью её водой
*накрою мокрым полотенцем
6. Игра «Доскажи словечко» (Слайд 58)
Раз, два, три, четыре!
У кого пожар... в квартире)
Дым столбом поднялся вдруг –
Кто не выключил… (утюг)
Красный проблеск пробегает,
Кто со спичками… (играет)
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто бельё сушил… (над газом)
Пламя прыгнуло в траву,
Кто у дома жёг … (траву)
Вед. 1: Вот и закончилось наше путешествие по страницам газеты «Юный спасатель». Но это далеко не всё то, о чём можно узнать на страницах этой познавательной газеты.
Вед. 2: А сейчас нам необходимо подвести итог – подсчитать жетоны. (Подсчитываются жетоны. Учащийся, у которого больше жетонов становится победителем). Победителю сегодняшнего мероприятия мы хотим вручить наш главный приз – подписку на газету «Юный спасатель». (Слайд 59)