Классный час Экологические катастрофы"
Цели: расширить представление детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе; ознакомить с фактами уничтожения природы в России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность; пробуждать у детей стремление к здоровому образу жизни, желание участвовать в природоохранных мероприятиях.
Подготовительная работа с детьми: Сделать одну ксерокопию текста сценария и разрезать материал на части.
Оборудование:
- компьютер или диапроектор для демонстрации слайдов;
- фотографии, картинки, слайды с изображением природы.
Оформление:
- поделки из природных материалов, букеты, картины природы.
- написать на доске содержание журнала.
<font size="4">Ход классного часа</font>
<font size="4">1. Вступительное слово «На пороге экологической катастрофы»</font>
<font size="4">Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа - «На пороге экологической катастрофы». Катастрофа - это очень страшное слово. Как вы его понимаете? Попробуйте найти синонимы для этого слова. (Непоправимая беда, крушение, авария, катаклизм, трагедия, трагическое событие и др.)</font>
<font size="4">Классный руководитель. Действительно, катастрофа - это и непоправимая беда, и трагедия, и авария, и крушение, и катаклизм. А экологическая катастрофа - это крушение жизни на Земле. И это, конечно же, может привести к трагическим последствиям для всего человечества.</font>
<font size="4">Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей, повысить экологическую культуру каждого человека. Экологической культуре и посвящен наш классный час. Сегодня мы проведем его в форме устного журнала, который подготовила группа журналистов, репортеров из нашего класса.</font>
<font size="4">Передаю слово главному редактору (имя, фамилия).</font>
<font size="4">2. Устный журнал «Эко»</font>
<font size="4">Ведущий: Здравствуйте, уважаемые слушатели. Предлагаем вашему вниманию устный выпуск экологического журнала «Эко». В переводе на русский язык слово «эко» обозначает «дом», «среда обитания». Проблемам окружающей среды и посвящен наш журнал. В журнале есть такие разделы-рубрики: «Новости», «Репортаж», «Фоторепортаж», «Экологический криминал», «Дискуссионный клуб» и даже раздел «На досуге». Познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием сегодняшнего номера. Итак, открываем первую страницу журнала. «Природа взывает о помощи» - так называется редакционная статья, которую подготовил.</font>
<font size="4">Природа взывает о помощи</font>
<font size="4">Ведущий: Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем, среди которых:</font>
<font size="4">- загрязнение атмосферы;</font>
<font size="4">- загрязнение вод мирового океана;</font>
<font size="4">- загрязнение почв;</font>
<font size="4">- парниковый эффект;</font>
<font size="4">- радиоактивное загрязнение;</font>
<font size="4">- истребление флоры и фауны.</font>
<font size="4">Промышленность, котельные, транспорт - три основных источника загрязнения атмосферы. Во многих городах уже сейчас остро стоит проблема очистки воздуха. Миллионы горожан во всем мире уже сейчас вынуждены покупать чистую воду. Мировой океан загрязнен нефтью, тяжелыми металлами, бытовыми отходами. Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор. Радиоактивное загрязнение - это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации. И наконец, истребление флоры и фауны. Ученые считают, что к середине следующего века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов. Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека.</font>
<font size="4">Но наибольшую угрозу существованию Земли несет современное ядерное оружие. Оно может уничтожить все живое на планете.</font>
<font size="4">В чем же выход? Как мы можем помочь нашей планете? Наш ответ - повышение экологической культуры каждого человека. Человек, обладающий экологической культурой, осознает себя не отдельной особью, а частичкой природной среды. Он понимает, что, помогая природе, он помогает самому себе.</font>
<font size="4">Тревожные факты</font>
<font size="4">Ведущий 1: «Тревожные факты» - так мы назвали подборку экологических новостей, которую подготовили (имена, фамилии).</font>
<font size="4">Ведущий 2: Что называют экологической катастрофой? Это крайне неблагоприятное изменение природной среды после стихийного бедствия или деятельности человека. Это большой экологический ущерб: гибель живых организмов, заражение воздуха, воды, почвы. Сегодня экологическая катастрофа угрожает всему человечеству. Мы познакомим вас с тревожными фактами, которые говорят о том, что Россия уже сегодня стоит на пороге экологической катастрофы.</font>
<font size="4">Ведущий 1: Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Лена, Печора, Кама имеют недопустимый уровень загрязнения.</font>
<font size="4">Ведущий 2: Водоемы России и питьевая вода некоторых го- Родов загрязнены диоксинами - это вреднейшие для человека вещества. По мнению некоторых ученых, от диоксинового загрязнения водоемов в нашей стране ежегодно погибает около 20 тыс. человек.</font>
<font size="4">Ведущий 1: С 1960 по 1988 г. Аральское море уменьшилось вдвое. Бывшее дно моря превратилось в пустыню. С ее поверхности в атмосферу поднимаются миллионы тонн ядовитой соли. Эта соль образует пылесолевые облака, которые влияют на таяние ледников Памира и Тянь-Шаня.</font>
<font size="4">Ведущий 2: Деятельность человека стала угрожать существованию видов. С 1600 г. исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев.</font>
<font size="4">Ведущий 1: Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц.</font>
<font size="4">Ведущий 2: 3а последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет.</font>
<font size="4">Ведущий 1: Резко сократилась рождаемость и ухудшается здоровье детей: только 15% детей рождается практически здоровыми, только 4% выпускников средней школы считаются здоровыми.</font>
<font size="4">Ведущий 2: В России ежегодно в воду и под землю уходит более 500 млн тонн промышленных стоков.</font>
<font size="4">Ведущий 1: Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км.</font>
<font size="4">Ведущий 2: 70% жителей России - это горожане. Горожанин нашей страны производит ежегодно примерно 300 кг бытового мусора. В итоге города обрастают свалками, территория которых быстро расширяется.</font>
<font size="4">Ведущий 1: Для сравнения: в США на одного жителя приходится 70 кг мусора в год, а в благополучной Швеции - в 3 раза меньше.</font>
<font size="4">Ведущий 2: Граждане России должны осознать масштабы экологической угрозы и защитить природу, защитить будущие поколения.</font>
<font size="4">Доходы из отходов</font>
<font size="4">Ведущий 1: Проблеме переработки мусора посвящен репортаж с мусорной свалки, который подготовили (имена, фамилии). «Доходы из отходов» - так они назвали свой репортаж.</font>
<font size="4">Ведущий 2: Мусорная свалка за нашим городом когда-то представляла собой ужасное зрелище. Горы разнообразного мусора, над которыми летают тучи ворон и голубей, страшная вонь, крысы, а на фоне всего этого - жалкие лачуги из картона, целлофана и автомобильных шин и люди без определенного пола и возраста, которых привела сюда нужда.</font>
<font size="4">Ведущий 1: Такую картину можно было видеть совсем недавно. Но вот возле свалки построили завод по переработке мусора, и картина изменилась. Чтобы ядовитые вещества не проникали в сточные воды и не травили природу, дно котлована, куда свозят мусор, устлано специальным материалом, бентафиксом. Вот приезжает мусоровоз и сваливает мусор в бункер. Оттуда мусор попадает на конвейер и сортируется рабочими. Отходы, которые невозможно переработать, собирают в пакеты и вывозят. Все остальное идет в переработку.</font>
<font size="4">Ведущий 2: Металл отделяет магнитный сепаратор. Потом металлический лом прессуют и продают заводам. Полиэтиленовые бутылки бросают в машину, наподобие мясорубки, и через секунду из этих бутылок получается фарш - гранулы. Из этих гранул можно опять делать бутылки, игрушки и даже одежду. Очень много на свалке автомобильных шин. Раньше их сжигали, отравляя воздух ядовитым зловонным дымом. А теперь из этих шин производят самую настоящую нефть.</font>
<font size="4">Ведущий 1: Во всем мире сбор и переработка мусора приносят прибыль. На специальных предприятиях перерабатывают бумагу, стекло, металл, полиэтилен, делают строительные материалы, получают удобрения, сжиженный газ, метан и даже бензин. Из отходов вырабатывают тепло и электроэнергию. «Мусор приносит золото», - считают те, кто знает, что такое экологическая культура.</font>
<font size="4">Чудо по имени Природа</font>
<font size="4">Ведущий 1. Чтобы отвлечься от таких мрачных картин, которые мы увидели на нашей улице, давайте окунемся в прекрасный мир Природы. В этом нам поможет фоторепортаж, который подготовил (имя, фамилия).</font>
<font size="4">(Включается музыка, на экране компьютера сменяются слайды. Или ведущий-фоторепортер показывает фотографии, картинки с изображением природы, комментирует изображения.)</font>
<font size="4">На досуге</font>
<font size="4">Учитель: Чтобы защищать природу, нужно ее знать. Проверим уровень ваших экологических знаний. Предлагаю вам разбиться на 3 команды (по рядам), которые мы назовем именам трех сибирских рек, нуждающихся в нашей защите, - «Лена», «Иртыш», «Енисей». Каждая команда по очереди должна ответить на вопросы, имеющие отношение к природе. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Команда, которая набирает максимальное количество баллов, получает звание «Знатоки экологии». Внимание, начинаем викторину.</font>
<font size="4">Знаете ли вы фауну и флору:</font>
<font size="4">1. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя.)</font>
<font size="4">2. Какое ядовитое растение помогает при болезнях сердца? (Ландыш.)</font>
<font size="4">3. Из какого дерева делают лыжи? (Береза.)</font>
<font size="4">4. Какая лесная птица может подражать голосам других птиц?</font>
<font size="4">(Скворец.)</font>
<font size="4">5. Что птицам страшнее - голод или холод зимой? (Голод.)</font>
<font size="4">6. В пруду купался, а сух остался. (Гусь, утка.)</font>
<font size="4">7. У кого осенью детеныши родятся? (У зайцев.)</font>
<font size="4">8. Листья каких наших деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клена.)</font>
<font size="4">9. Сколько крыльев у жука? (Две пары.)</font>
<font size="4">10. Какая самая маленькая птица в России? (Королек.)</font>
<font size="4">11. Кит - рыба или зверь? (Зверь морской.)</font>
<font size="4">12. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек.)</font>
<font size="4">Народный прогноз погоды:</font>
<font size="4">13. Если дым из трубы поднимается столбом... (будет мороз).</font>
<font size="4">14. Если утром на траве роса... (дождя не будет).</font>
<font size="4">15. Если длинные сосульки... (весна будет затяжной).</font>
<font size="4">16. Если ночью был иней... (снега не будет).</font>
<font size="4">17. Если птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне... (лето будет холодным).</font>
<font size="4">18. Если рыба выскакивает из воды... (будет дождь).</font>
<font size="4">19. Если вечером сильно кричат лягушки, сильно стрекочут кузнечики... (будет ясно).</font>
<font size="4">20. Если иней на деревьях... (будет мороз).</font>
<font size="4">21. Если грачи рано прилетели... (весна будет теплая).</font>
<font size="4">22. Если зимой туман... (будет оттепель).</font>
<font size="4">23. Если ласточки и стрижи летают низко над землей... (будет дождь).</font>
<font size="4">24. Если с утра цветы одуванчика не раскрываются... (будет дождь).</font>
<font size="4">По материалам сегодняшнего классного часа:</font>
<font size="4">25. Назовите три основных источника загрязнения атмосферы. (Промышленность, котельные, транспорт.)</font>
<font size="4">26. Сколько видов животных может исчезнуть к концу нынешнего века, по прогнозам ученых? (От четверти до половины.)</font>
<font size="4">27. Какое море на территории России уменьшилось вдвое? (Аральское.)</font>
<font size="4">28. Сколько птиц приходится на каждого жителя планеты? (25.)</font>
<font size="4">29. На сколько километров вокруг заражают почву промышленные предприятия? (От 5 до25.)</font>
<font size="4">30. Сколько килограммов мусора в год производит средний российский горожанин? (300 кг.)</font>
<font size="4">31. Что можно произвести из старых шин в результате переработки? (Нефть.)</font>
<font size="4">32. Что можно делать из старых полиэтиленовых бутылок после переработки? (Мебель, посуду, бутылки, игрушки, одежду.)</font>
<font size="4">33. Какой штраф заплатила компания Exxon за крушение свое танкера у берегов Аляски в 1989 г.? (125 млн долларов.)</font>
<font size="4">34. Сколько животных может погибнуть в результате гибели одного вида растения? (До 35 видов.)</font>
<font size="4">35. Как назвать одним словом весь растительный мир Земли? (Флора.)</font>
<font size="4">36. Как назвать одним слово весь животный мир Земли? (Фауна.)</font>
<font size="4">Ведущий 10. Вопросы викторины исчерпаны. Каковы результаты?</font>
<font size="4">(Помощник объявляет результат.)</font>
<font size="4">Ведущий 10. Как видим, в команде (название) собрались лучшие знатоки экологии. Поздравляем их с победой и закрываем наш журнал.</font>
<font size="4">3. Заключительное слово</font>
<font size="4">Классный руководитель. Спасибо ребятам, которые подготовили сегодняшний выпуск журнала «Эко». Надеюсь, что все поняли, как важны для нас экологическая грамотность и экологическая культура. От этого зависит не только наше здоровье, но и жизнь.</font>
<font size="4">4. Подведение итогов (рефлексия)</font>
<font size="4">Классный руководитель. Экологическая катастрофа, экологическая культура, экологическая грамотность - вот содержание нашего сегодняшнего разговора. Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами устного журнала? Тревога? Ощущение опасности? Вера в разум и совесть человека? Надежда на то, что люди прозреют и остановят катастрофу?</font>