Как преодолеть трудности обучения в начальной школе
Всем педагогам знакомы понятия индивидуальный подход, дифференциация при обучении. Действительно, все ученики разные. Важно знать, как помочь и не навредить каждому ученику. Данная статья поможет учителям и родителям при дифференциации учеников по типу трудностей обучения и поможет скорректировать работу со школьниками с отклонениями в состоянии здоровья, медлительными учениками.
Трудности обучения – это комплекс учебных и неучебных проблем, возникающий при систематическом обучении, которые приводят к отклонениям в физическом и психическом здоровье, к нарушению социально-психологической адаптации и к снижению успешности обучения.
К школьным трудностям относят: отсутствие интереса к учебе, нежелание учиться (81 %); неуспеваемость (68 %); проблемы с дисциплиной, непослушание (48%); трудности в общении с учителем (30 %); нарушения здоровья (14 %); нарушения умственного развития (14 %); особенности психического и физического развития (12 %).
Школьные трудности у учащихся с отклонениями в состоянии здоровья
В школу приходит не более 20 % здоровых первоклассников, а за годы обучения их здоровье значительно ухудшается: появляются хронические заболевания, к концу обучения выпускник имеет по 3-5 диагнозов, растет количество школьников с нарушениями психического здоровья. Более 30 % учеников имеют нарушения осанки, как правило, они страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы и пищеварения.
Профилактике нарушений осанки служат: движения во всех видах; подвижные игры на воздухе; утренняя гимнастика; закаливание; достаточное освещение и правильно подобранная мебель; специальные комплексы физических упражнений; постоянное наблюдение за позой ученика во время игр и занятий.
Упражнения для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений можно использовать во время динамической паузы, на уроках физкультуры, на переменах, во время отдыха в группе продленного дня.
Актуальной проблемой здоровья является нарушение зрения, особенно у школьников, начинающих обучение с шестилетнего возраста. Риск развития близорукости у шестилетних первоклассников в 3 раза выше, чем у семилеток.
Взрослые должны внимательно относиться к жалобам ребенка; создать условия и найти варианты организации индивидуальной работы по изучению учебного материала, пропущенного из-за болезни; учитывать сниженный уровень работоспособности при планировании любой деятельности таких учеников, понимая, что они не могут работать быстро и долго.
Школьные трудности медлительных учеников
Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны с более медленным темпом деятельности, который связан с особенностями нервной системы. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, связанная с состоянием нервной системы, особенностями организации нервных процессов. Медлительного ученика нельзя заставить работать быстрее. На начальном этапе обучения (особенно при обучении письму и чтению) не рекомендуется форсировать темп обучения и увеличивать скорость деятельности. Еще одной проблемой таких учащихся является трудность переключения на новый вид деятельности. Проверка техники чтения приводит к возникновению у них неравномерного темпа чтения, нарушению связности, делает чтение механическим, неэффективным. Нередки случаи, когда из-за увеличения скорости чтения у них возникает заикание и запинки.
Для медлительного ученика все школьные нагрузки утомительны, поэтому после уроков ему лучше побыть дома, в спокойной обстановке, а не посещать группу продленного дня.
При работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительного школьника могут быть высокими. Постоянные же неудачи обескураживают его. Трудности возникают не только из-за того, что есть реальные причины, но и от того, что ученик не уверен в своих силах.
Правила работы с медлительными детьми в школе и дома
1. Не торопить ученика, не напоминать о его медлительности, не ругать, не стыдить за медленный темп деятельности. Он не будет работать быстрее, но будет суетиться и нервничать. При быстрой работе будет страдать качество.
2. Создать условия для работы в свойственном ему темпе. Можно организовать работу в группе, где все ученики работают медленно или дать индивидуальное задание.
3. Объяснить, что оценивается не объем работы, а ее качество. Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению.
4. На проверочных и контрольных работах либо давать меньший объем заданий, либо предоставлять дополнительное время для их выполнения. Диктанты целесообразно проводить с группой учеников, пишущих медленно (в ней могут быть и школьники, у которых не сформированы моторные функции).
5. Не вызывать в первом классе к доске (для быстрого ответа) и не спрашивать с места (если он сам не вызывается). Для того чтобы ученик привык отвечать, можно заранее предупредить его, чтобы этот вызов не был неожиданным, так как он может не успеть переключиться на новый вид деятельности.
6. Предоставлять дополнительное время на включение в любую деятельность, приучить к простым ритуалам (разложить тетради, приготовить все необходимое для чтения и т.п.), повторяющимся ежедневно, которые помогают ему успешно работать.
7. Четко организовать режим дня, что поможет медлительному ученику справиться с нагрузками и включиться в работу в определенное время. Спланировать вместе с родителями режим такого ученика.
8. Сделать все возможное, чтобы медлительный школьник не чувствовал себя виноватым и ущербным.
Как разговаривать с гиперактивным учеником
1. Недопустимы (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение и злость.
2. Не рекомендуется разговаривать между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь. Если не можете отвлечься, то скажите: «Извини. Я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим».
3. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, то отложите все дела, пусть ребенок почувствует ваше внимание и заинтересованность.
4. Во время любого разговора необходимо помнить, что важные не только слова, но и тон, мимика, жесты, на них он реагирует сильнее, чем на слова.
5. Задавать вопросы, требующие пространного ответа.
6. Поощрять ученика в ходе разговора, показывать, что вам интересно и важно то, что он говорит.
7. Серьезно реагировать на его просьбы. Если ее нельзя выполнить, то стоит объяснить, почему.
8. Никогда не наказывать, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
9. Не придавать проступку чрезмерного значения, сохранять спокойствие.
10. Не отождествлять поступок (нарушение поведения) и самого ребенка.
11. Обязательно объяснить, в чем состоит проступок и почему так себя вести нельзя.
12. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это рождает обиду и боль.
Важное место среди комплекса мер, помогающих ученику справиться с проблемами, занимает режим дня. Ученик должен не только твердо знать, но и привыкнуть к тому, что в определенное время он встает, умывается, делает зарядку, ест, ходит в школу, выполняет домашние задания, гуляет, ложится спать и т.д. В этом случае ему легче организовать свою работу, выработать правильные привычки. Если в какой-то день необходимо изменить режим, то надо предупредить ученика об этом заранее, обсудить с ним предстоящее посещение театра, поход в гости и т.д. В режиме дня обязательно должна быть двигательная активность.
Желательно, чтобы родители хотя бы на первых порах взяли на себя часть школьных проблем ребенка, помогли ему собрать портфель, проверили, что надо подготовить к следующему дню, не стеснялись бы позвонить однокласснику, чтобы уточнить домашнее задание. Бесполезно корить и наказывать ученика за неорганизованность, лучше создать условия, позволяющие ему быть более организованным и дисциплинированным.
При работе с гиперактивными учениками важно научить их работать по инструкции, выполнять последовательность определенных действий, научить контролировать свои действия и оценивать их, параллельно (при необходимости) надо вести работу по развитию речи, моторных функций, зрительной памяти, зрительно-моторных координаций и т.п. Помочь гиперактивному ученику преодолеть школьные трудности можно только при длительной, кропотливой и правильно организованной совместной работе учителей и родителей.