Консультация для родителей: «Компьютер и ребенок»
<font color="#333333">Не утихают споры о вреде и пользе телевизора, компьютера и мобильного телефона для здоровья ребенка. Аргументы "за" и "против" высказывают врачи, психологи и родители. Совсем недавно представлен рейтинг вредности техники для зрения детей дошкольного возраста. Вот как он выглядит: 1 место - мобильные телефоны, 2 место - планшеты, 3 место - компьютеры и 4 место - телевизор.</font>
<font color="#333333">О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера.</font>
<font color="#333333"> Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.</font>
<font color="#333333"> На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него.</font>
<font color="#333333"> Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.</font>
<font color="#333333"> Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая.
Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живым педагогом. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными, и все меньше походят на окружающие реальные предметы.</font>
<font color="#333333"> Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.</font>
<font color="#333333">Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.</font>
<font color="#333333">Но есть одно "но".</font>
<font color="#333333"> Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.</font>
<font color="#333333"> Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.</font>
<font color="#333333">Существуют определенные ограничения по времени.</font>
<font color="#333333"> Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером.</font>
<font color="#333333">Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.</font>
<font color="#333333"> При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в состояние стресса, и тогда на смену ему приходит «псевдообщение».</font>
<font color="#333333"> Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть.</font>
<font color="#333333"> В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.
В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.</font>
<font color="#333333">Как определить момент наступления утомления у детей при работе на компьютере?</font>
<font color="#333333"> Уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у детей при работе на компьютере могут быть различны как по причине приобретения определенных комплексов поведения под влиянием воспитания, так и в силу индивидуальных различий по состоянию здоровья, особенностям их нервной системы и других психофизиологических показателей. В связи с этим у разных детей и сроки наступления утомления могут быть различными: у одного - через полчаса, у другого - через 10 минут, а третий может вообще отказаться от работы в самом начале занятия на компьютере. Кроме того, следует также учитывать самочувствие ребенка в данный момент. Особое внимание необходимо обращать и на особенности личности ребенка: медленного или быстрого он темперамента, впечатлительный или заторможенный, самоуверенный или встревоженный, неуверенный в себе.</font>
<font color="#333333"> По мере утомления детей в процессе компьютерных занятий поведение ребенка изменяется и проявляется у разных детей по-разному. Например, у инертных детей увеличивается пассивность, которая проявляется в изменении позы (полулежа, лежа, иногда с задиранием ног, с поиском опоры у стола), в потере интереса к занятию, в увеличении двигательной активности (ерзание, частые перемены позы), в изменении настроения и др.
У подвижных детей утомление проявляется, как правило, иначе - с преимущественным увеличением нервно-мышечной напряженности. У детей усиливается двигательная активность (вскакивание с места, прыжки, хлопки в ладоши и т. п.), появляются всплески эмоциональных реакций (смех, плач, вскрикивание, пение, разочарование, бурное веселье и т. п.).</font>
<font color="#333333"> По мере утомления в процессе общения ребенка с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяется тоже по-разному: у одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх перед компьютером, отказ от занятий или при продолжении интересной игры уход в себя. Все это при злоупотреблении компьютером может привести к невротическим реакциям (астеническим, фобическим, соматовегетативным изменениям эмоционального статуса, аутизму, депрессии).
У других детей утомление сказывается в чрезмерной нервной возбудимости, агрессивности, раздражительности, бурном проявлении эмоций. При переутомлении происходит срыв адаптационных процессов в организме, желудочные расстройства, изменение сердечного ритма, мускульное и психическое напряжение, и, таким образом, создается реальная угроза для здоровья ребенка.
Итак, мы видим, что утомление при работе на компьютере проявляется у детей по-разному. Однако уже по внешним признакам поведения ребенка можно судить о начавшемся утомлении.</font>
<font color="#333333"> Ориентируясь на собственные самоощущения положительного настроя и отсутствие привычных (для какой-либо другой деятельности) признаков усталости, пользователь компьютера склонен недооценивать реальные изменения в функционировании физиологических систем своего организма и поэтому легко попирает установленные медицинской наукой нормы и правила взаимодействия человека с компьютером.</font>
<font color="#333333"> К тому же компьютер увлекает. Он становится привычным в обиходе, и это обстоятельство провоцирует на неограниченное пользование компьютером. А дети в ограничении нуждаются. И сделать это должны родители (педагоги), удобно используя метод определения степени утомления по внешним показателям поведения за компьютером.</font>
<font color="#333333"> Следует иметь в виду, что утомление и переутомление ребенка на занятиях с компьютером зачастую не сопровождаются субъективными ощущениями усталости. Вследствие этого бесконтрольные компьютерные игры могут незаметно нанести непоправимый вред здоровью детей. Одним из удобных выходов из этого положения может быть использование метода наблюдения за поведением детей за компьютером, когда отдельные симптомы поведения ребенка становятся сигналами для прекращения занятия или для проведения общей и зрительной гимнастики, для переключения на другие виды деятельности (рисование, прогулка, подвижные или спокойные игры и т. д.). Для того, чтобы не допустить переутомления и связанных с ним нервных срывов, и других нарушений, к сигналам для прекращения компьютерных занятий следует отнести такие признаки, как повышенная отвлекаемость, частая смена позы, непривычные движения рук, ног (трясение, стучание и т. п.), неприятная мимика (кривляние, тики), неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.)</font>
<font color="#333333">Основные признаки, определяющие зависимость от компьютера и телевизора.</font>
-
<font color="#333333">Не желание отвлечься от работы или игры с компьютером.</font>
-
<font color="#333333">Раздражение при вынужденном отвлечении.</font>
-
<font color="#333333">Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером.</font>
-
<font color="#333333">Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером и телевизором.</font>
-
<font color="#333333">Готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера и телевизора.</font>
-
<font color="#333333">Ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, просмотра телевизионных каналов.</font>
<font color="#333333">Меры по профилактике компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста.</font>
<font color="#333333"> Для того чтобы компьютер и телевизор стали союзниками в воспитании и развитии ребёнка, а не врагами, необходимо строго выполнять ряд <font color="#333333">требований.</font></font>
<font color="#333333">1. Рекомендуется размещать компьютер и телевизор в общей комнате, а не в детской, таким образом обсуждение интернета и телевизионных программ станет повседневной привычкой, и ребенок не будет находиться наедине с «оргтехникой».</font>
<font color="#333333">2. Ограничение пребывания ребенка перед экраном телевизора и монитора компьютера:</font>
<font color="#333333">-Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2- 3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном;</font>
<font color="#333333">- Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет;</font>
<font color="#333333">3. Соответствие компьютерных программ и телевизионных передач возрасту ребенка.</font>
<font color="#333333">Не идите на поводу у детей в магазине. Для ребёнка главное упаковка, а не содержание. Отдавайте предпочтение обучающе-развивающим программам, а не развлекательным играм (квестам, аркадам, стратегиям и т.п.). Развлекательные программы могут быть вредны дошкольнику. Лучше покупать без них, внимательно изучив описание игры. Она должна:</font>
-
<font color="#333333">соответствовать возрасту ребёнка;</font>
-
<font color="#333333">состоять из мини-игр, которые он сможет пройти;</font>
-
<font color="#333333">занимать по времени одна игра или уровень, тур должен не более 15 минут, чтобы ее можно было прервать, не приводя малыша к раздражению.</font>
<font color="#333333">4. Соблюдение санитарно-гигиенических правил при размещении компьютера и телевизора:</font>
<font color="#333333">Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию.</font>
<font color="#333333">Ребенок при работе на компьютере должен сидеть правильно:</font>
<font color="#333333">- стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой;</font>
<font color="#333333">- монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребенка;</font>
<font color="#333333">- глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;</font>
<font color="#333333">- расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см, до телевизора - не менее 3-х метров;</font>
<font color="#333333">- источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор нельзя располагать напротив окна или прямого источника света;</font>
<font color="#333333">-провода и кабеля компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребенка.</font>
<font color="#333333">5. В комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха.</font>
<font color="#333333">6. Выключение компьютера и телевизора после завершения сеанса просмотра. Составление семейных правил использования телевизора и компьютера.</font>
<font color="#333333">7. Привлечение ребенка к участию в семейных делах.</font>
<font color="#333333">8. Использование различных здоровьесберегающих технологий.</font>
<font color="#333333">После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.</font>
<font color="#333333">Известная пословица гласит: </font><font color="#333333">"Здоровье и счастье не живут друг без друга".</font>
Будьте здоровы и счастливы!