Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Дата: 12 января 2022 в 20:29, Обновлено 14 января 2022 в 20:57
141 просмотр

Фольклорные обрядовые праздники, знакомящие детей с историей и культурой народа, - это хорошее средство для формирования этнокультурной идентичности ребенка, пробуждения национального чувства. Эти праздники погружают детей в атмосферу народной жизни, приобщают к историко-культурному наследию, дают возможность ощутить связь и преемственность поколений.

 «Пришла коляда – отворяй ворота».

Цель: - пробудить у детей интерес к народным традициям;

- способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства;

-побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.

Подготовительная работа:

а) распределение ролей;

б) подготовка

План внеклассного мероприятия.

  1. Вступительное слово.

  2. Мини – лекция «Откуда пришла Коляда».

  3. Интерактивная беседа.

  4. Сценка «Спроси у бабушки».

  5. Ролевая игра «Колядки».

  6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход внеклассного мероприятия

1.Классный руководитель. Ребята, приближаются праздники: Рождество, Новый год, Крещение. Вас ждут весёлые каникулы. Многие из вас будут колядовать. Этот радостный праздничный обряд всегда любили на Руси. Недаром русские люди сберегли этот обряд с глубокой древности до наших дней. Но, к сожалению, многие сейчас не хотят изучать старинные обряды и сводят колядование к простому выпрашиванию денег.

Сегодня мы поговорим о древней славянской традиции – колядовании.

2. Мини – лекция «Откуда пришла Коляда».

  Классный руководитель. Колядование – это славянский языческий обряд. Корни этой традиции уходят в глубокую древность. В конце декабря славяне праздновали день рождения Солнца. С этого праздника начинался солнечный год. В этот день зажигали костры, пели, плясали, скатывали с горы горящее колесо. Праздник длился несколько дней. И все эти дни о домам ходили ряженые и колядовали. Колядовщики обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, желали здоровья и благополучия хозяевам.

    После принятия Христианства зимний языческий праздник совпал с Рождеством Христовым. И колядовщики стали петь рождественские колядки, прославляющие Иисуса Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.

    Таким образом, колядовать – значит петь на праздничной рождественской неделе.

3. Интерактивная беседа.

- Когда  отмечается Рождество? (В ночь с 6 на 7 января).

-Какое событие лежит в основе этого праздника? ( Рождение Христа в Вифлееме.)

-Какие чудеса сопровождали это событие? (На небе зажглась звезда, волхвы принесли дары)

-В какой великой книге впервые было описано это событие? (В Библии.)

-Как называется та часть Библии, в которой описывается Рождество Иисуса Христа? (Евангелие).

-Когда православные встречают старый Новый год? (В ночь с 13 на 14 января).

-Когда празднуют Крещение? (19 января).

-Каким словом можно объединить все три праздника? (Святки.)

4. Сценка «Спроси у бабушки».

   Классный руководитель. Итак, прежде чем идти колядовать, мы узнаем, как раньше колядовали наши бабушки. Мы дали задание Тане, чтобы она разузнала всё у своей бабушки Арины. (На стул перед классной доской усаживается девочка, исполняющая роль бабушки. Она в очках, в руках спицы и клубок.)

Таня. – Бабушка, а мы под Новый год с ребятами колядовать идём!

Бабушка – Да кто ж сейчас колядует? Ещё до Рождества целых 7 дней!

Таня – А когда можно колядовать?

Бабушка. - Скоро все православные будут праздновать великий светлый праздник – Рождество Христово. Канун этого праздника называется Сочельник. Знаешь, почему он так называется?

Таня - Ой, знала, но забыла уже!

Бабушка –Тогда слушай да на ус наматывай. В день перед Рождеством, 6 января, запрещено вкушать пищу. Только после появления на небе первой звезды можно есть сочиво – кашу с сушеными ягодами и мёдом, или кутью. Поэтому и день этот накануне Рождества называется Сочельник. В этот вечер на Руси начинали колядовать.

Таня.- Ой, значит, и мы пойдём колядовать в Сочельник! А как вы колядовали?

Бабушка. – Ну, собирались ребята и девушки, брали звезду на палке, по домам ходили, славили Христа.

Таня. Значит под Новый год колядовать нельзя? А у нас ребята ходят…

Бабушка. – Можно колядовать только под старый Новый год. Он наступает через неделю после Рождества, в ночь с 13 на 14 января. Но у нас колядуют только перед Рождеством, 6 января.

Таня. -Ой, страшно ночью по дворам ходить. А утром нельзя колядовать?

Бабушка. У нас в деревне считалось, что старый Новый год первым должен в дом войти мужчина. Поэтому утром, до рассвета, ребята обходили все дворы и посевали овсом, чтоб был достаток в доме.

Таня – А хозяева вас угощали?

Бабушка. Ну, конечно. В этот вечер люди не скупились, ведь от щедрости хозяев зависело счастье их семьи на весь год. Оттого и вечер этот называли «щедрым». Денег, правда, давать было не принято. А вот пряником, конфет, пирогов собирали целые мешки.

Таня - И куда вы их девали?

Бабушка. Потом мы собирались в какой–нибудь избе и устраивали посиделки, там и поедали все угощения.

Таня – Ой, бабушка, побегу во двор, всем ребятам расскажу, как и когда нужно колядовать.

Бабушка - И будет у всех праздничное настроение, себе и людям в утешение! (Уходят)

  

5.Отгадывание  загадок.

1. Сижу верхом, не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу – привечу. (Шапка)

2. 5 чуланов, одна дверь. (Перчатка)

3. 2 брюшка, 4 ушка. (Подушка)

4. Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга).

5. Кто родится с усами? (Котёнок).

6. У семерых братьев по одной сестрице. Много ль их всех? (одна).

7. Ты да я, да мы с тобой. Много ль нас стало? (Двое).

8. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь.)

9. Течёт, течёт – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

10. Какой в реке камень? (Мокрый)

11. Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

А теперь пусть тараторки повторят скороговорки (По 3 раза).

1.Сыворотка из – под простокваши.

2.Добры бобры идут в боры.

3.Два дровосека.

Классный руководитель. Зря вы время не теряли, все загадки разгадали.

Все. Счастья вам, удачи,

Большого здоровья!

Со счастьем новым,

Рождеством Христовым! (Все кланяются и садятся за парты)

6.Подведение итогов. (Рефлексия).

Классный руководитель. Понравился вам наш праздник? Какие чувства испытали, прикоснувшись к древним традициям нашего народа?

Примерные ответы детей:

-Почувствовал радость, когда играл роль.

-Хотелось придумать что – то своё.

-Немного грустно, что такие обычаи уходят.

-Появилось желание разучить колядки, сделать всё по правилам.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.