Цель/цели урока
• Познакомить учащихся с ценностью «правда» и понятием «ложь»
1-я линия развития личности:
Анализировать понятия правда и ложь.
2-я линия развития личности:
Ориентировать в определении своего отношения к происходящему в окружающем мире на основе общечеловеческих правил поведения и традиций культуры народов России: учить оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.
Задачи урока
• обучающие
- учить видеть и анализировать поступки окружающих;
-формировать умения распознавать понятия «правда» и «ложь», проводить между ними различия;
• развивающие
-развивать речь и мышление, умения анализировать различные нравственные проблемы, умение отстаивать свою точку зрения
• воспитательные.
-воспитывать коллективизм и умение работать в группе;
-закрепить коммуникативные навыки.
- формировать нравственную позицию учащихся;
--воспитывать нравственные качества – честность, справедливость
Предполагаемые результаты урока:
Предметные умения:
• Мысленно прогнозировать трудности, которые могут встретиться в жизни, и анализировать их.
• Обсуждать разные точки зрения.
• Решать модели жизненных задач.
• Приводить примеры жизненных ситуаций, в которых есть моральная дилемма.
Познавательные УУД
• 1. Извлекать информацию из текста.
• 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
• 3. Строить речевое высказывание в устной форме.
• 4. Объяснять понятия: правда, ложь
Регулятивные УУД
• 1. Принимать и сохранять учебную задачу.
• 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
• 1. Слушать и понимать других.
• 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
• 3. Оформлять свои мысли в устной форме.
• 4. Договариваться о правилах общения и поведения.
• 5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные результаты
• 1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
• 2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Оборудование урока: словари, книга В.Драгунского «Тайное всегда становится явным».
Технологии, методы и приемы используемые на уроке:
Технология: «Проблемный диалог». Метод: беседа.
Формы организации деятельности обучающихся на уроке:
работа в парах, в группах
Цель: Формировать представление о нравственных понятиях «правда - ложь». Дать определение понятиям – правда, ложь. Учить давать оценку своим поступкам и поступкам героям литературных произведений. Воспитание таких нравственных качеств, как честность, справедливость; навыков культуры общения через пословицы, стихотворения. 21 Беседа 1. - Что такое лож (правда)? (ответы детей) - Можно ли никогда не врать? - Что для этого надо делать? - А легко ли говорить правду? Послушайте сказку «Ложь и, правда» «За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт». Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа. Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и Правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться». - С кем из героев этой сказки вы дружите? - Было ли такое, что к вам приходила ложь и когда? (рассказы детей) Вывод: Давайте дружить с правдой, а ложь гнать от себя. Беседа 2. - Понимают ли люди, что врать нехорошо? - Почему люди говорят неправду? (из лучших намерений, чтобы не огорчить родителей; из трусости, опасаясь последствий; из корыстных расчетов, стремясь что-то выгадать для себя; по легкомыслию, нечаянно, не задумываясь, для чего они это делают). (Побеседовать с детьми) Например: из лучших намерений – человек не говорит правду другому человеку, так как нехочет огорчать его. Например, у человека была кошка, к которой он привык. Она умерла. Ему сказали, что кошка пошла гулять, и не вернулась, но возможно скоро придет. У человека остается надежда, что животное вернется. Из трусости, опасаясь последствий – если я скажу правду, то меня накажут, а если совру, то могут и пожалеть. Это как в сказке фантазеры- мальчик съел варение, а сказал, что съела сестра. Родители сестру поругали, а ему дали еще варения. 22 - Было ли у вас такое, что вы соврали, а потом про вашу ложь узнали? - Стыдно вам было? - Что сделали взрослые, когда узнали, что вы врете? Прочитать стихотворение. Ложь Прихожу вчера Домой, Папа — Как глухонемой. Ну, а мама, Скажет слово, И у нас Молчанье снова. Если папа с мамой В ссоре, Я на свете Не живу, Спрячусь где-то В коридоре И реву. Но вчера Я слезы стерла. - Папа, папа, Посмотри! Что-то мне Попало в горло И в груди Болит внутри! Тут они Вскочили оба: - Ты больна? - А нет озноба? Мама шепчет: - «Неотложку»...- Папа просит: - Дай мне ложку Посмотреть ее гортань. Не волнуйся, Перестань... Разберемся мы И сами, Успокойся! - Шепчет маме. Помирились... 23 Как я рада! Ставить градусник Не надо. - Что вы скажете о поступке девочки? Правильно ли она сделала, что соврала? Как вы думает, что скажут родители, когда узнают правду, что она врала, для того что б их помирить? Будут ли ее ругать? Вывод: Говорить правду может только смелый, мужественный человек, трус всегда врет. Если вы хотите быть людьми, которых все уважают, находите в себе силы говорить правду. Беседа 3. Зачитать детям правила честного поведения. Сказал – сделай. Не уверен – не обещай. Ошибся – признайся. Говори только то, что думаешь. Не можешь сказать правду – объясни почему. Поступай только честно. Побеседовать с детьми по каждому правилу. Вывод: Если вы будите соблюдать правила, о которых мы сейчас говорили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами. На свете так бывает, Порой не разберешь: С тобою, Правда рядом Иль вкрадчивая Ложь. Давайте же ребята, На свете честно жить, Не будем лгать, а будем лишь Правду говорить! Беседа 4. Воспитатель предлагает послушать рассказ Л. Толстого Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал». - Как вы думаете, мальчику трудно было сознаться в своей оплошности? - Что мальчик почувствовал, когда отец спросил: «Кто разбил?» (Испугался, «затрясся от страха».) - Как можно охарактеризовать мальчика? (Правдивый, смелый, честный.) - А что можно сказать об отце мальчика? (Он ценит правду, честность.) Вывод: найдите в себе мужество признаваться в поступках, даже если они не совсем правильные. Будь честным и 24 правдивым. Беседа 5. Прочитать рассказ Льва Толстого: "Косточка": «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. - Почему Ваня сразу не признался? - Почему он заплакал? - Как бы поступили вы, если вам чего-то очень хочется, а брать нельзя?(ответы детей) Вывод: если в вашей жизни случилось так, что вы сказали неправду, то будьте смелыми и найдите в себе силы и смелость сказать правду. Тогда вас будут уважать окружающие. Беседа 6. Какой вы представляете ложь (темная, грустная, печальная, гонят ее отовсюду) Какой вы представляете правду (веселая, радостная, вокруг нее много людей) Предложить детям нарисовать портреты лжи и правды. Рассмотреть портреты и побеседовать, почему именно так нарисовали правду или лож. -Как уберечь себя от лжи? (просто говорить всегда правду) Беседа 7. -Вы любите сказки? - Есть такая присказка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - Как вы понимаете эти слова? (сказкам это выдумка, неправда, но она учит, как надо поступать, чего не надо делать в той или иной ситуации.В сказке добро, правда, любовь всегда побеждает зло, ложь…) -Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? (лиса) - Кто помнит сказки, где лиса обманывает, хитрит? (дети перечисляют знакомые сказки). Посмотреть подборку книг. - В чем заключается ее ложь? 25 - Чем заканчиваются сказки, что происходит с лисой? («Собака гоняла, гоняла лису из стороны в сторону и совсем загоняла. Лиса упала и не могла подняться». «Лисица же, расставшись со своими друзьями, пошла бродить по деревням, в которых и век свой скончала». «К этому времени и другие звери всем рассказали о лисьих обманах. Так и осталась Патрикеевна одна-одинешенька. Обманщиков не только люди не любят, но и звери в нашем лесу».) Вывод. Не бойся сказок. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. На свете правды больше станет. Беседа 8. -Рассмотрим ситуации. Как вы в них себя поведёте? Разбили мамину любимую вазу. Как об этом сказать маме? Плохо вёл себя на занятиях и об этом рассказали родителям. Обидел бабушку и об этом узнал папа. Беседа 9. Предложить послушать рассказ "Что легче?" В.А. Осеева Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: - Попадёт нам дома! Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать? - Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет браниться. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня. - А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она, правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт. - Нет, - говорит, - в этих местах волка. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила. -Какой мальчик вам нравится больше и почему? 26 -Была ли у вас такая же ситуация как у первого и второго мальчика, когда вы сказали неправду, и эта неправда открылась? Что вы чувствовали? Что сказали окружающие? Вывод: сколько бы мы не врали, а правда всегда на поверхность выплывет. Не врите, и тогда не придется краснеть за свой поступок. Беседа 10. Объяснить смысл пословиц. Красива ложь, да от правды не уйдёшь. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Кто правдой живёт, тот добра наживёт. Один раз обманешь, в другой раз не поверят. Беседа 11. Правда. Один человек всю жизнь искал правду, но никак не мог отыскать. Он исходил множество стран, побывал и на севере, и на юге, и на западе. И вот однажды он пришел в одну маленькую страну, о которой почти никому не было известно. И случайно набрел на какой-то заброшенный дом. Хозяин дома сказал ему, что именно здесь, в этом доме, прячется сама Правда. Странник не поверил ему, но мужчина уверял, что так оно и есть на самом деле, и подвел его к большой статуе, на которую было наброшено плотное черное покрывало. - Вот, - сказал мужчина, - она перед тобой, сама Правда. Тогда путешественник протянул руку, сдернул покрывало и увидел перед собой ужасное, страшное, омерзительное лицо. И он отшатнулся в испуге. - Что это? - спросил он. - Неужели это и есть Правда? И тогда Правда ответила ему тихо: - Да. Это я и есть. Правда. - Но какая же ты страшная, - воскликнул странник. - Страшнее тебя нет никого. Как же я о тебе расскажу людям? - А ты солги, и лож твоя будет красивая- посоветовала Правда, - и тебе все поверят. - Почему в притчи сказано, что «Страшнее правды нет никого»? (ответы детей) - А вы всегда любите, когда о вас говорят правду, или вам нравится, когда вас хвалят, даже незаслуженно, что б поднять вам настроение. - Проведем опыт (возьмем лист бумаги мятый, грязный, рваный) представьте, что бумага живая. Беру бумагу в руки и говорю ей: - Какая же ты чистая, красивая, какие у тебя замечательные узоры по краям. Тебя можно выставлять в выставочном зале, ты такая прекрасная. 27 - Я сказала правду или соврала? (соврала) - Какая же ты грязная и неаккуратная, тебя надо срочно почистить. - Как вы думаете, что приятней было слышать бумаге - как я врала, или говорила правду. (когда врала) - А вот когда я говорила, бумаге было неприятно, даже страшно. Вот и говорят страшная (неприятная) Правда. Притча о правде и лжи Притча о Правде и лжи.Симеон Афонский Услышал человек, что есть на свете правда. Пошел ее искать. Идет себе, видит – Ложь идет. – «Куда, человек, идешь?» - Спрашивает. – «Иду Правду искать!» – «Вот, хорошо! - Говорит Ложь. – Я тоже хочу Ее раз увидеть, а то никогда не встречала!» Пошли они вместе. Пришли в один край, спрашивают: «Правда здесь есть?» – «Была, ушла только что! Куда – не знаем!» Пошли человек и ложь дальше правду искать. Пришли в другой край, опять спрашивают: -«Была здесь Правда?». - «Была! – Отвечают. - Где-то неподалеку ходит. А кто это с тобой?» - Спрашивают люди у человека. - «Это – Ложь!» - отвечает. А люди ему говорят: «Да кто же Правду может вместе с Ложью найти? Ты прогони Ложь!» -Советуют... - «И то, правда!» - Изумился человек и прогнал от себя Ложь. Только прогнал, глядь – Правда заходит! - «Здравствуйте, - говорит, - добрые люди!» Вот чудеса-то! Вывод: Если рядом с тобой лож, то ты правду никогда не найдешь. Стихи о правде и лжи С. Михалкова «Находка», Я выбежал на улицу, По мостовой пошел, Свернул налево за угол, И кошелек нашел. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. 28 Недруг по той шел улице, По той же мостовой. Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что -то важное На улице найти. И вдруг я вижу девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: Твой? Я нож беру уверенно, Кладу его в карман. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что -то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Я бросился за девочкой, и я догнал ее, и я спросил у девочки: - Твое? Скажи, твое? - Мое, - сказала девочка, - Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто -нибудь найдет. Разбитая ваза У меня большое горе: Я разбил сегодня вазу – Ту, любимую, у мамы, Расколол на черепки. Ах, зачем полез туда я И задел бедняжку локтем! А теперь я знаю: будет Мама очень горевать. Вернувшись с работы, Увидела мама Осколки от вазы И рядом меня… 29 Но я прошептал ей: - Прости меня, мама! И мама простила, И мама простила, И мама простила – меня! Правду высказать недолго. А соврёшь - придётся долго, Долго-долго, очень долго, Без конца придётся врать. Лучше времени не трать! По мотивам детской притчи "Что легче?" Монаха Варнава (Евгений Санин) В лес отправились друзья - Петя, Коля и Илья. Птички, ягодки, грибки, Елки, сосенки, дубки... Было весело мальчишкам, Веселились шалунишки. В играх целый день прошёл, Быстро вечер подошел... Поняла тут детвора, Возвращаться им пора. Только вот, за опозданье, Ждёт мальчишек наказанье... И с поникшей головой Побрели они домой. Каждый думал, как тут быть? Как же лучше поступить? Рассказать что в оправданье, Чтоб избегнуть наказанье?.. Может попросту соврать? Может правду рассказать? Так в задумке, по просёлку, Приближались к посёлку. Солнце за рекою село Незаметно вечерело