Здоровье и выбор профессии!
Информационный час
Классный час "Здоровье и выбор профессии"
Цель:
- Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования, выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать;
- Сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений с учетом состояния здоровья;
- Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
Задачи:
- Знакомство с результатами анализа ответов учащихся на анкету "Выбор профессии";
- Определение требований предъявляемых профессиями к здоровью человека. Метод: "Мозговой штурм";
- Обсуждение вопроса значения воли в преодолении недуга. Метод: групповая дискуссия;
Эпиграф к классному часу:
Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто. Сократ.
Ход классного часа
Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели классного часа.
Слово классного руководителя:
- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить серьезный вопрос - выбор профессии. Сегодня мы должны выяснить, как здоровье человека может серьезно влиять на выбор профессии.
Выбор работы только на вкус-дело ненадежное и не всегда выполнимое. Вы мечтаете стать летчиком, но реакция у вас плохая, даже вратарем в дворовой хоккейной команде не стали. Хотите быть экономистом, но по математике никогда выше трояка не поднимались. Наверняка у вас есть и достоинства, но, к сожалению, ни в авиации, ни в бухгалтерии их не оценят, если нет главных для этих профессий качеств.
Наш классный час пройдет в необычной форме и поэтому хочу напомнить вам правила работы:
- Доверительный стиль общения;
- Искренность в общении;
- Активное участие в происходящем;
- Уважение к говорящему;
- Не перебивать говорящего;
- С места не выкрикивать.
У каждого человека есть свое мнение, каждый из нас является личностью. И вы должны высказать только свое личное мнение.
Незадолго до нашего классного часа психологом школы было проведено анкетирование на тему "Выбор профессии", где вы, отвечая на вопросы анкеты, выбрали себе определенный тип труда.
Сегодня я распределила вас по группам, исходя из вашего выбора. За I столом сидят учащиеся, которые выбрали тип "Человек - знаковая система", за 2 столом - "Человек - природа", за 3 столом - "Человек - техника", за 4 столом - "Человек - художественный образ", за 5 столом - "Человек - человек".
Все существующие профессии делятся по предмету труда на 5 типов:
Тип |
Предмет труда |
Профессии |
Человек - человек |
люди, группы, коллективы |
врач, учитель, продавец |
Человек - техника |
машины, механизмы технические системы |
электрик, слесарь, водитель |
Человек - природа |
живая природа |
овощевод, ветеринар, агроном |
Человек - знаковая система |
тексты, цифры, чертежи, карты, условные знаки, коды |
программист, секретарь |
Человек - художественный образ |
литература, живопись, искусствоведение |
актер, художник |
Многие из вас уже сделали свой выбор - это оптимальное решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда - приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели. Надо решить, какой путь избрать после 9 класса - продолжить обучение в общеобразовательной школе, в техникумах, училищах, колледжах. Выбор за вами!
РАЗМИНКА.
Упражнение 1. Сейчас будет названа буква и ваша задача - показать, что вы знаете много профессий, начинающихся с этой буквы. Таким образом мы узнаем как велик мир профессий (по кругу).
Упражнение 2. Вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.
- Самая зеленая профессия,
- Самая детская профессия,
- Самая смешная профессия,
- Самая грязная профессия,
- Самая чистая профессия,
Самая дорогая профессия
Упражнение 3. Конкурс "Угадай профессию":
назвать инструменты и определить профессию.
Коротко формулу "хорошего выбора" можно выразить тремя словами:
хочу + могу + надо
- "хочу" - это желания, интересы, склонности личности.
- "могу" - это человеческие возможности
- "надо" - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьей и так далее.
Классный руководитель прикрепляет на доске к рисунку самолета (на месте 4 двигателей) листки с надписью:
- интерес;
- склонности и способности;
- потребности общества в кадрах;
- здоровье.
- Какое из этих условий более важное? Почему?
Практическая работа. Метод "Мозговой штурм".
Беседа с учащимися:
Рассмотрим профессию ПОВАР.
- К какому типу профессий она относится?
- Чем занимается повар?
Производит расчет потребного сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты. Контролирует поступившее сырье и полуфабрикаты на их соответствие заявкам и накладным документам по объему, качеству и ассортименту. Осуществляет отвешивание, отмеривание сырья по заданной рецептуре. При приготовлении блюд (изделий) выполняет операции: процеживание, замешивание, измельчение, формовка, фарширование, начинение изделий. Регулирует температурный режим. Определяет готовность блюд и изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу. Производит художественное оформление блюд. Производит порцирование (комплектацию) блюд. Осуществляет пуск, остановку, разборку, чистку, промывку используемого оборудования, своевременно определяет его неисправность. Ведет учет расходуемого сырья, товарную отчетность. В больших организациях общепита некоторые из указанных функций выполняются товароведами, технологами и другими специалистами. Повара 2-4 разрядов осуществляют в основном подготовительные операции (переборку, мойку, очистку, дочистку после машинной чистки, нарезку, нарубку сырьевых продуктов, их подноску к месту изготовления готовой продукции). Повара 5-6 разрядов специализируются на приготовлении заказных и фирменных блюд, блюд национальной и иностранной кухонь, приготовлении изделий и блюд для выставок-продаж. Повар работает в помещении с повышенным содержанием паров, в условиях повышенной температуры. Работает в 1-2 смены. Рабочая поза - положение "стоя".
- Назовите орудия труда повара?
- Какие предъявляются требования к индивидуальным особенностям?
Необходимы физическая выносливость, хорошие обоняние и вкусовая чувствительность, умение концентрировать и распределять внимание, хорошая оперативная и долговременная память, а также организованность, дисциплинированность, аккуратность, честность.
- Какие возможны медицинские противопоказания?
Работа не рекомендуется людям, имеющим хронические заболевания органов пищеварения, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, инфекционные и аллергические заболевания, кожно-венерические и нервно-психические болезни; лицам, являющимся бактерио- и вирусоносителями.
- Где можно получить эту профессию?
В профессионально-технических училищах, учебных комбинатах, техникумах (на базе 9-11 классов средней школы). После их окончания присваивается 4-5 разряд.
Каждой группе дается набор карточек с названием профессии, общей характеристикой, требованиям к индивидуальным особенностям, медицинским противопоказаниям, требованиям профессиональной подготовке. Вам нужно выбрать из предложенных карточек одну и для данной профессии составить проект (на альбомном листе), где необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Название профессии.
2. Характеристика профессий (чем занимается человек, что делает). Нарисовать предметы труда.
3. Перечислить качествами, которыми должен обладать человек этой профессии.
4. Перечислить медицинские противопоказания.
5. Учебное заведение, где можно получить профессию (адрес: город, улица, телефон).
На работу отводится 5-7 минут. Затем каждая группа защищает свой проект.
Вывод.
Классный руководитель:
- В конце нашего классного часа я хочу предложить памятки - рекомендации по выбору профессии.
(Каждому участнику раздается памятка).
Рекомендации по выбору профессии:
1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему.
2. Изучайте профессию и все, что с ней связано.
Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии.
3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать.
4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями.
5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки.
6. Имейте резервный вариант на случай неудачи.
7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей.
8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать.
Обобщение:
Классный руководитель:
Мы сегодня разобрали такой серьезный вопрос, как здоровье влияет на выбор профессии. Чтобы человек сохранял свое здоровье, не болел, он должен вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, ходить босиком, обливаться холодной водой, почаще ходить в баню, забыть о своих вредных привычках, сочетать работу и отдых, отдых на свежем воздухе, любить людей, не нервничать по пустякам, к жизни относиться проще и спокойнее. Тогда вы будете здоровы, и выбор профессии будет зависеть исключительно от ваших интересов, склонностей и способностей. Вы никогда не должны забывать слова философа Сократа, что "Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто". Раз вы выбрали себе будущую профессию, если она вам нравится, если вам позволяет здоровье, то у вас все должно получиться. Желаю вам больших успехов в учебе, хочу, чтобы ваши мечты сбылись, чтобы вы поверили в свое здоровье и берегли его.
Рекомендации по выбору профессии: 1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему. 2. Изучайте профессию и все, что с ней связано. Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии. 3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать. 4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями. 5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки. 6. Имейте резервный вариант на случай неудачи. 7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей. 8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать. |
Рекомендации по выбору профессии: 1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему. 2. Изучайте профессию и все, что с ней связано. Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии. 3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать. 4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями. 5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки. 6. Имейте резервный вариант на случай неудачи. 7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей. 8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать. |
Рекомендации по выбору профессии: 1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему. 2. Изучайте профессию и все, что с ней связано. Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии. 3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать. 4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями. 5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки. 6. Имейте резервный вариант на случай неудачи. 7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей. 8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать. |
Рекомендации по выбору профессии: 1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему. 2. Изучайте профессию и все, что с ней связано. Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии. 3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать. 4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями. 5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки. 6. Имейте резервный вариант на случай неудачи. 7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей. 8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать. |