Классный час «Твои поступки и поступки других»
«Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению».
Лев Николаевич Толстой
«Твои поступки и поступки других»
Цель: создать условия для формирования у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «поступок» и «ответственность»; помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки; убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
Развивающие: способствовать развитию познавательных способностей – внимания, памяти, мышления; способствовать развитию чувств ребёнка – гордости, сопереживания, сочувствия; способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свои поступки.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к окружающим, стремления совершать добрые дела и красивые поступки; формировать навыки самосознания и самовоспитания.
Ход классного часа
I. Вступительная часть
- Добрый день, дорогие ребята!
- Посмотрите в окно и скажите, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- Как вы думаете, что можно сделать для улучшения настроения?
- Конечно, нужно просто улыбнуться. Улыбнитесь широко-широко друг другу и самим себе. Теперь поднимите глазки на меня. Я желаю, чтобы хорошее настроение сопровождало вас ещё очень долго.
- Покажите, как должны сидеть за партой прилежные ученики.
Сядьте правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки лежат на парте.
II.Подведение к теме занятия.
- Чтобы определить тему классного часа, внимательно прослушайте стихотворение и ответьте на несколько вопросов.
Дети учатся думать, мечтать
На вопросы ответ получать
О поступках людей рассуждать
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить.
- О чём стихотворение? (О поступках людей)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О поступках)
- Мы поговорим с вами о поступках, а также об ответственности за свои поступки.
III.Основная часть
1. Рассказ с элементами беседы о поступках.
- Как вы понимаете слово поступок? (Поступок - это какое-либо действие, совершенное человеком)
Поступок - это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями.
- Как вы думаете, какие бывают поступки? (Поступки бывают хорошими и плохими)
- По каким признакам можно определить - поступок хороший или нет?
(Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Плохой поступок приносит неприятности, зло, обиду, боль, горе и огорчение людям)
2. Игра «Сделай правильный выбор».
- Предлагаю поиграть в игру под названием «Сделай правильный выбор».
- Я буду называть поступки человека. Если это хороший поступок, хлопните в ладоши, если это плохой поступок – топните ногой.
Порвал блузку, вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться братику, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо, помог убрать посуду.
- Каждый день мы совершаем разные поступки. Действия мы совершаем в отношении к самому себе, к людям, к окружающему миру. И чтобы не навредить окружающим вас людям, да и самим себе, старайтесь не совершать плохих поступков.
3. Разбор ситуаций.
1. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
Как вы поступите:
а) просто не принесёте книгу;
б) принесёте книгу и попросите дать её ещё раз;
в) скажите, что забыли книгу дома.
2. Ваш товарищ не сделал задачу, так как не знает, как делать.
Как вы поступите:
а) дадите списать;
б) скажете, что нужно на уроке внимательно слушать учителя;
в) после уроков объясните товарищу решение задачи.
3. На улице плачет девочка.
Как вы поступите:
а) попытаетесь ей помочь;
б) подумаете о том, что же могло произойти;
в) не обратите внимания.
4. Мы с другом играем в бадминтон. К нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
Как вы поступите:
а) скажете, чтобы не приставал;
б) ответите, что не можете ему помочь;
в) скажете, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) предложите ему попробовать поиграть с вами.
5. Ваш одноклассник на вас обиделся.
Как вы поступите:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обсуждение ответов.
Вывод: Каждый должен думать о том, как повлияет его поступок не только на самого себя, но и на окружающих его людей. Человек должен отвечать даже за слова, которые он произносит.
- Народная мудрость гласит:
«Слово не воробей, вылетело - не поймаешь»
- Как вы понимаете значение этой мудрости?
- Нужно думать, прежде чем что-то сказать, потому что сказанные слова уже не вернёшь назад.
- Как вы понимаете значение правила «Чего не хочешь для себя – не делай другим»?
- Нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
- Никогда не забывайте эти важные правила.
4. Физминутка
- Ребята, я думаю, вы уже немного утомились. Предлагаю всем выйти из-за парт и потанцевать.
- Присаживайтесь на свои места. Сядьте правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки лежат на парте.
5. Рассказ об ответственности с элементами беседы.
- Как вы знаете, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!
- Как вы понимаете, что такое ответственность?
Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.
- Чему мы должны научиться? (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки, научиться отвечать за свои поступки)
6. Упражнение "Какие качества характера свойственны ответственному человеку?"
Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности, умение отвечать за свои поступки.
- Скажите, какого же человека можно назвать ответственным? (Честного, мужественного, общительного, доброго, внимательного, активного человека, который может преодолевать трудности и отвечать за свои поступки)
7. Просмотр и обсуждение видеоролика
- А сейчас мы с вами просмотрим мультфильм, после чего вы ответите на некоторые вопросы. Во время просмотра проследите за тем, какие поступки совершает каждый герой.
Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик и его друзья. Самый старший»
- О чём мультфильм? (О приключениях Лунтика и его друзей)
- Что делали жучки в начале мультфильма? (Играли в детские игры: катали машинку, строили домики из песка, играли в куклы)
- Кто к ним пришёл? (Гусеницы – Вупсень и Пупсень)
- Что они сделали? (Они забрали у жучков игрушки, разрушили их домики из песка)
- О чём просили гусениц жучки? (Чтобы гусеницы не трогали их игрушки)
- Как отреагировали гусеницы на их просьбу? (Они громко смеялись, и с ухмылкой отвечали, что просто играют)
- Кто к ним подошёл? (Лунтик и Кузя)
- Что увидели друзья? (Они увидели разрушенные домики из песка и нагло смеющихся и ухмыляющихся гусениц)
- Что они сказали гусеницам? (Они сказали: «Как вам не стыдно? Разве можно обижать маленьких?»)
- Что на это ответили гусеницы? (Они ответили, что просто играли, а жучки начали хныкать)
- Что на это сказали Лунтик и Кузя? (Они сказали, чтобы гусеницы играли в другом месте)
- Как отреагировали гусеницы? (Они сказали: «Что ты нами командуешь? Мы старше вас, а значит, делаем что хотим!»)
- Что потом сделали гусеницы? (Гусеницы ушли)
- Что сказал им вслед Лунтик? (Чтобы гусеницы попросили у жучков прощения)
- Что ответили ему гусеницы? (Что не будут просить прощения)
- Хороший ли поступок совершили гусеницы? (Нет)
- Что им следовало бы сделать? (Попросить у жучков прощения)
- Разве можно так поступать, даже если ты старший? (Нет)
- Почему? (Потому что старшие должны помогать младшим, а не обижать их)
- Досмотрим мультфильм до конца и узнаем, что же произошло дальше.
Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик и его друзья. Самый старший»
- Что решили сделать друзья? (Они решили проучить гусениц)
- Что же придумали друзья, чтобы проучить гусениц? (Друзья поступили по отношению к гусеницам так, как гусеницы поступили с жучками)
- Понравилось ли это гусеницам?
- Конечно нет!
- Осознали ли гусеницы свою ошибку? (Да)
- Что они пообещали? (Они пообещали, что больше никогда не будут обижать младших)
- Попросили ли гусеницы прощения у жучков? (Да)
- Что они сделали в конце мультфильма? (Построили жучкам домики из песка)
- Что вы поняли, просмотрев мультфильм?
- За свои поступки нужно нести ответственность. Нельзя обижать младших.
- Как было сказано ранее, «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»
- Какой вывод мы можем сделать? (Каждый должен нести ответственность за свои поступки. От этого зависит многое)
IV.Заключительная часть
- Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки)
- Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой.
- Сегодня мы с вами вели серьёзный разговор на одну из важнейших тем.
- Мне хотелось бы узнать, к какому выводу вы пришли?
- Я назову начало фразы, а вы постарайтесь её продолжить. Итак:
Сегодня я понял ...
Я бы хотел…
Сегодня я приду домой и …
- Ребята, в течение всего классного часа вы были внимательны, активно работали над предложенными заданиями. Я надеюсь, что наша беседа не прошла даром, и вы отметили для себя что-то важное и нужное в жизни.