Коррекция поведения несовершеннолетних и их ближайшего окружения, профилактика того или иного деструктивного социального процесса или явления
Важной составляющей в системе коррекции различных форм девиантного поведения несовершеннолетних является развитие у учащихся умений и навыков эффективного поведения в социуме: качественной оценки ситуации, сопоставления и выбора оптимальной стратегии поведения во взаимоотношениях с окружающими, обучения навыкам саморегуляции и самоорганизации, умениям справляться с трудными жизненными ситуациями, формирования установки к конструктивному взаимодействию и пр.
Не следует забывать и о необходимости формирования у несовершеннолетних культуры общения в социальной среде (развитие наблюдательности в общении, осознание особенностей коммуникации участников, развитие умения противостояния уговорам со стороны другого человека, группы людей, осознание необходимости защищать себя; развитие навыков эффективного общения со сверстниками, родителями, представителями противоположного пола и этикета поведения).
Организуя коррекцию и профилактику отклоняющегося поведения несовершеннолетних, целесообразно в работу с учащимися заложить социально ориентированную составляющую, направленную на обучение взаимодействию в социуме и развитие у учащихся конструктивных стратегий поведения. Большие возможности в данном контексте имеют такие формы работы, как социально ориентирующие игры, социальный интерактивный театр, пантомима, обучающий практикум и др.
Приведем примеры наиболее эффективных форм работы педагога с несовершеннолетними по коррекции профилактике отклоняющихся форм поведения.
Направление работы |
Примерная тематика форм работы |
Профилактика табакокурения |
Информационные и воспитательные часы: «Когда ты куришь...», «Пассивное курение: что это?», «Зависимость от табака». Лекция «Воздействие табачного дыма на организм человека». Круглые столы: «Брось курить и выиграй», «Курение или здоровье», «Курение убивает», «Минусы курения», «Курить — не модно!». Вечера-диалоги: «Курить или не курить?», «Письмо курящему сверстнику», «Курение — причина заболеваний». Конкурсно-игровые программы: «Чистый воздух», «Подари себе чистые легкие», «Будущее без табака», «Задумайся, доставая сигарету», «Здоровье и профессия». Спортивные мероприятия под девизом: «Курение и спорт несовместимы», «Забег здоровья», «Спорт — да, курение — нет!». |
Профилактика вандализма и граффити |
Беседы: «О вреде и пользе граффити», «Альтернативные способы самовыражения». Информационные часы: «Граффити: красиво или дорого?», «Рисовать или нет?». Диспут «Мои друзья рисуют граффити. Я с ними или нет?». Конкурс граффитистов: «Граффити за мир», «Беларусь в граффити». Создание коллажа «Граффити против...». Вечер вопросов и ответов «Правовая ответственность за совершение вандальных действий». |
Профилактика моббинга |
Информационные часы: «Конфликт: плюсы и минусы», «Дружба для меня — это...», «Нужно ли нам стремиться к взаимопониманию и взаимоуважению в общении?», «Что мы ценим друг в друге, а что не принимаем?», «Какие качества личности важны для успешного общения?». Беседы: «Неконструктивное поведение. Правовая ответственность», «Моббинг: психологические последствия», «Почему конструктивное взаимодействие помогает общению, а неконструктивное разрушает?», «Нужно ли уступать в споре?», «Несу ли я ответственность за нарушение прав и свободы другого человека?», «Как научиться сотрудничать и договариваться?». Лекция «Школьная травля: как противостоять?». Мозговый штормы: «Как возникающий конфликт превратить в шутку?», «Что значит: уйти от конфликта?», «Осторожно: конфликтогены». Диспуты: «Как я отношусь к ситуациям неконструктивного взаимодействия?», «Есть ли положительная сторона в конфликте?». Дебаты: «(Не) используем в общении неконструктивные формы взаимодействия», «Жестокость — (не) лучшее средство общения». Конференции: «Актуальные проблемы общения современных подростков», «Психологические проблемы взаимодействия современных подростков». «Открытый микрофон»: «Правила общения и поведения в коллективе», «Защита пострадавших от негативного воздействия обидчика», «Возможные пути примирения противоборствующих сторон». Акции: «Подари улыбку», «Протяни руку помощи», «Делаем добро», «Дружный класс». Тренинговые упражнения по обучению детей конструктивным формам взаимодействия. Практикум «Скажи свое “нет!” моббингу». Деловая игра «Школа безопасности». |
Профилактика суицидов |
Воспитательные часы: «Конфликтные ситуации и их решение», «Экстремальная ситуация. Как себя вести?». Конкурс сочинений: «Дорогие мне люди», «Я живу для того...». Информационные часы: «Оптимизм и пессимизм: что это?», «К кому обратиться за помощью?», «Выход есть всегда». Диспут-практикум «Пять первых шагов самосовершенствования». Литературно-музыкальная гостиная «Есть целый мир в душе моей». Философский стол «Что нужно для полного счастья?». Круглый стол «Я в этом мире не один». Конференция «Наше духовное богатство». Кинолекторий на тему «Нравственные ценности». Юмористическая шоу-программа «С улыбкой по жизни». Вечер встречи «Экология души». Концерт «Я люблю тебя, жизнь». КВН «Какой характер — такая жизнь. Какая жизнь — такое и здоровье». |
Профилактика алкоголизма |
Беседы: «Что такое алкоголь», «Алкоголь в рекламе». Цикл классных часов: «Вред алкоголя», «Рискованное поведение», «Правда и ложь об алкоголе». Урок-рассуждение «Пьяную беду можно предотвратить». Групповая дискуссия «Альтернатива алкоголю». Устный журнал «Алкоголизм — путь к преступлению». |
Профилактика наркомании |
Цикл классных часов: «Жизнь без наркотиков», «Свобода или зависимость?», «Мой выбор». Лекция «Наркомания или жизнь без будущего». Ролевая игра «Ситуация принуждения». Мозговой штурм «Противостояние влиянию», «Почему люди применяют наркотики». Групповые дискуссии: «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика», «Употребление наркотика — дело личное». |
Профилактика правонарушений |
Профилактическая беседа «Правонарушения и ответственность за них». Классные часы: «Закон, по которому ты живешь», «С чего начинается преступление», «О долге, чести и о совести», «Десять правил правильного поведения». Информационные часы: «Правовая ответственность несовершеннолетнего», «Звонок помощи», «Культура поведения». Круглый стол «Закон и совесть». Диспуты: «Твои права и обязанности», «Закон и я», «Общественный порядок и свобода личности». Вечер вопросов и ответов на правовую тематику. Групповые дискуссии: «Для чего нужны законы», «На что я имею право», «Ответственность за исход конфликта», «Можно ли жить без установленных правил». Устный журнал: «Ты о законе — закон о тебе», «Счастье твое закон бережет», «Знаю — выполняю». |
Профилактика мультимедиазависимости (компьютерной, телевизионной, мобильной и др.) |
Лекции для родителей на темы: «Телевидение: физическое здоровье ребенка», «Влияние телевидения на интеллектуальное развитие детей», «Интернет-зависимость и ее профилактика», «Нормы безопасности взаимодействия ребенка с компьютером». Беседы-дискуссии с родителями на темы: «Телевизор: друг или враг в воспитании?», «Компьютерная игра как средство отдыха детей». Вечер вопросов и ответов со специалистами по проблеме зависимостей. Практикум «Зависимость легче предупредить». |
Имеет место ряд методических ошибок, допускаемых специалистами (учителя, педагоги социальные и др.) в работе с несовершеннолетними: мероприятия носят поучительно-назидательный, директивный, запугивающий характер; преобладают словесные методы воспитания, множественные однотипные упражнения в правопослушном поведении с ориентацией на быстрые и кардинальные перемены; используется методика негативного стимулирования, подавление внешних проявлений трудновоспитуемости.
Выделим типичные ошибки, которые допускают специалисты, организуя работу по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Типичные ошибки, которые допускает педагог при организации работы |
Интерпретация ошибки |
Содержательные |
|
Мероприятия носят поучительно-назидательный, директивный характер |
Говоря учащимся, что в определенных ситуациях нужно поступать «только так, а не иначе», мы не создаем для них ситуаций выбора, следовательно, не учим их думать. Поэтому, оказавшись в проблемной ситуации, ребенок дезориентируется и часто выбирает неправильный вариант ее решения. |
Запугивающий характер проводимых воспитательных занятий |
Проводя занятие по принципу «если — то» (например, «Если ты будешь рисовать на стенах зданий, то твоим родителям придется заплатить большой штраф»), мы не учим учащихся оценивать последствия принятых решений, совершенных поступков и прочее как для самого ребенка, его семьи, так и для окружающего его социума. |
Демонстрация отрицательных образцов поведения (педагог «рисует» портрет курильщика, наркомана и т. п.) |
Целесообразно сместить акцент внимания школьников с негативных образцов поведения человека на образцы нравственно-правового поведения; показать эти образцы на примере художественной литературы, кино, реальной жизни. |
Предъявление учащимся информации, содержательно насыщенной, изобилующей цифрами |
Такая информация тяжело воспринимается детьми, усваивается частично, быстро забывается. Один из вариантов решения — проблемное представление информации, организация поиска информации самими детьми. |
Преобладание словесных методов воспитания нравственно-правового поведения |
Информирование (беседы, рассказы) о необходимости соблюдения норм и правил поведения не всегда способствует правильному поведению учащихся. |
Многократное упражнение в правопослушном поведении |
Обучение нормам поведения, которое сводится к множественным однотипным повторам, не достигнет поставленной цели, так как не затрагивает эмоциональную, рефлексивную, мотивационную сферу личности ребенка. |
Формирование педагогом в классном коллективе отрицательного отношения к личности ребенка с девиантным поведением |
Оценивается личность, а не поступок, который ею совершен; в результате в детском коллективе учителем создается атмосфера неприязни, недоверия к трудному ребенку, который «выдавливается» из коллектива. |
Организационные |
|
Учащимся предлагается большое количество разнообразных мероприятий профилактической направленности |
Наблюдается подмена активности детей с девиантным поведением активностью учителя. Поскольку мероприятия предлагаются, инициируются взрослым, часто допускаются следующие ошибки: • шаблонная форма проведения (вопросно-ответная, мероприятие напоминает урок); • не сформирована мотивация к работе: зачем, с какой целью проводится мероприятие; •в проведении мероприятия задействованы отдельные учащиеся класса. |
Вовлечение (чаще всего механическое) детей с девиантным поведением в организуемую деятельность |
Присутствие в деятельности, пассивная активность не ориентируют ребенка на изменение поведения, необходима мотивированность на участие в организованной деятельности, ее внутреннее принятие. Механическое включение ребенка в занятие дает нулевой воспитательный эффект. |
Привлечение к проведению профилактических мероприятий специалистов-профессионалов (врачей-наркологов, инспекторов по делам несовершеннолетних и др.) |
Часто информация, предлагаемая учащимся специалистами, не адаптирована к их возрасту. В беседе специалисты оперируют профессиональной терминологией, приводят примеры, малопонятные школьникам. |
Организация профилактической работы с ребенком, не вступая в контакт с семьей |
Родители — основные партнеры, союзники педагога в любой работе, без их помощи и поддержки педагог не сможет получить качественный результат, к которому стремится. |
Организация работы по принципу «ненормативное поведение, плохой поступок — немедленное, быстрое реагирование (беседа, поучение, требование и пр.)» |
Необходимо сменить направление организации превентивной работы: идти не от поступка к его исправлению, а от предупредительных мер к нормативному поведению ребенка. |
Ориентация на быстрые и кардинальные перемены в поведении ребенка |
Проведя несколько бесед, воспитательных занятий, нельзя изменить, блокировать ненормативное поведение ребенка. Необходимо помнить, что воспитательный процесс длителен во времени и его результативность может проявиться спустя годы. |
Установка на правопослушное поведение |
Негласное соглашение между учителем и учеником «не мешать друг другу» в стенах школы выводит совершение правонарушений за ее пределы, но не решает проблему отклоняющегося поведения в целом. |
Антистимулирование (Л.Ю. Гордин), методика негативного стимулирования (И. А. Невский), т. е. исключение педагогически запущенного школьника из всех видов общественно полезной деятельности и общения, кроме учебной |
В результате чувство озлобленности, недоверия ребенка нарастает, ярлык «трудный» подталкивает к совершению ненормативных поступков. |
Подавление внешних проявлений трудновоспитуемости |
Нельзя добиться нормативного поведения, не организовав работу по устранению причин, вызывающих трудновоспитуемость. |
Учитель (самостоятельно) пытается исправить поведение ребенка |
В профилактической (коррекционной) работе с трудными учащимися важно использовать воспитательные возможности детского коллектива. |
ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
Формы работы на I ступени общего среднего образования
При организации работы с учащимися на I ступени общего среднего образования (возрастные границы 6 (7)—10 лет) необходимо учитывать и тот факт, что в любом виде деятельности младших школьников больше привлекает процессуальная ее сторона и меньше — содержание, результат. Поэтому не должны преобладать только беседы, целесообразны практикумы, устные журналы, шоу-спектакли и другое, где каждый из участников сможет не только слушать и запоминать, но и действовать в специально созданных ситуациях. Эффективными формами работы с младшими школьниками по овладению ими нормами и правилами поведения являются игровые занятия, воспитательные занятия с игровой составляющей.
Таким образом, организуя работу с младшими школьниками, особое внимание следует обратить на развитие нормативного, ответственного, соответствующего положительному нравственному эталону поведения, формирование у учащихся навыков самооценки, самоконтроля, самоорганизации.
Игровое занятие. Игровое занятие представляет собой серию игровых упражнений и игр различных типов, ориентированных на решение определенных профилактическо-коррекционных задач. В процессе игрового взаимодействия вырабатываются модели межличностного взаимодействия, происходит самоопределение и самореализация скрытых коммуникативных потенциалов ребенка, осознание собственного «Я», формируется способность к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, отрабатываются адекватные способы разрешения проблемных ситуаций. При конструировании игрового занятия необходимо предусмотреть возможность участия каждого ребенка в нескольких играх в качестве активного участника (не зрителя или болельщика). Следует адаптировать игровые задания к возможностям ребенка, чтобы не допустить эмоционального пресыщения и игровой усталости. В качестве источника для игр и игровых упражнений можно использовать не только известные разработанные игры, но и любимые детские книги и мультфильмы, реальные ситуации.
Следует знать, что различные виды игр имеют разные профилактические и психокоррекционные возможности. Так, например, игры-соревнования целесообразно использовать для коррекции импульсивности, застенчивости, трудностей взаимодействия. Игры-драматизации, в которых разыгрывается сюжет какого-либо литературного произведения, позволяют снять чувство тревожности, неуверенности, страха, заниженной самооценки. Образно-ролевые игры, в которых ребенок принимает на себя образ-роль и создает различные характеры этого образа, помогают в решении таких затруднений ребенка, как замкнутость, неуверенность в себе, повышенная эмоционально-личностная зависимость от партнера, скованность. Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление агрессивности, внутренней напряженности, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности.
Устный журнал. Устный журнал как форма внеклассного мероприятия отличается информативностью и широкими возможностями для творчества учащихся. В содержании устного журнала может быть отражена одна тема или представлен обзор разных тем. Содержание устного журнала раскрывается на его 4—5 страницах. Для ведения журнала выбираются двое ведущих, которые «открывают» журнал и представляют каждую его страницу: проносят под музыку оформленный лист с названием страницы. О начале и конце страницы ведущие объявляют ударом гонга. Оформление каждой страницы может быть представлено в виде выступления учащихся, ответов на вопросы, чтения стихов, исполнения песен и др.
Практикум. Младшему школьнику наиболее понятны, доступны и интересны зрелищные виды искусства: кинематограф, телевидение, театр и т. п. Увлечение экранным искусством у детей проявляется раньше, чем литературой или музыкой. Особенностью детского восприятия является то, что ребенку легче воспринимать представление на телевизионном экране, где он видит игру актеров, декорации, слышит музыкальное оформление.
Одним из любимых видов экранного искусства у младших школьников является мультипликация. Мультипликационные фильмы понятны и доступны детям, их герои, чаще всего звери или сказочные существа, импонируют ребятам, вызывают у них положительные эмоции.
В связи с этим важно уметь использовать имеющийся потенциал мультипликационных фильмов с целью активизации знаний, расширения кругозора и повышения культурного уровня учащихся, научения их вдумчивому восприятию предлагаемой им информации, ее творческой переработке.
Формы работы на II ступени общего среднего образования
При организации работы на II ступени общего среднего образования необходимо иметь в виду, что это период наибольшей социальной активности и самоопределения, когда подростки ищут свои интересы и предпочтения, свое место в этом мире. Поэтому целесообразно на этом этапе предоставить подросткам площадку для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах, создать пространство для реализации творческих замыслов и личного самоопределения.
Выбирая форму профилактической работы, следует помнить, что подросткам нравятся групповые занятия (создание социально значимых коллажей, разработка и реализация социально значимых проектов и др.): придумывание и реализация задуманного, общение, распределение обязанностей, создание образа проектируемого продукта. Все это объединяет учащихся, формирует у них опыт социального взаимодействия и ответственного поведения в разных видах деятельности, учит их выстраивать новые отношения с другими учащимися, способствует интенсивному росту социальных чувств и эмоций.
Разброс мнений. Разброс мнений — это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Суждения могут быть самыми разными, неожиданными, и каждый имеет право сказать то, что хочется. Заранее готовится набор карточек с недописанными фразами, побуждающими к высказыванию собственной мысли. Прочитывая и произнося вслух написанное начало фразы, участник должен закончить ее в соответствии с предложенной педагогом темой обсуждения. Начальная фраза дает направление мысли, помогает участнику в первый момент беседы знать что сказать, потому что определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос. Вот примерные формы недописанных фраз, инициирующих мыслительную активность учащихся: «Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»; «Мне кажется, что...»; «В этом вопросе больше всего меня смущает то, что...»; «Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...». Педагог предлагает учащимся высказать свое мнение по определенной теме («Что вы думаете о...») либо ставит вполне конкретный вопрос («Считаете ли вы, что...»). Темы для обсуждения должны быть актуальны для учащихся подросткового возраста: «Человек и красота», «Педагоги меня не понимают», «Граффити в городе: за и против», «Школа и я», «Кого обижают?» и др. Возможно обсуждение событий, которые произошли в классе, школе, обществе.
Предварительно подбирается тема для обсуждения, готовятся карточки, число которых равняется числу участников дискуссии. На карточке (плотный картон, лучше цветной) записываются первые слова, которые становятся началом фразы. Следует создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Важное условие: высказанные мнения не подлежат оценке по шкале «правильно-неправильно», а принимаются как некоторая ценность.
Форум-театр. Форум-театр — одна из форм коррекции девиаций несовершеннолетних, которая заключается в просмотре спектакля по актуальной для подростков проблеме. Инсценировка спектакля заканчивается стоп-кадром в момент кульминации разыгрываемого действия, и у зрителей есть возможность предложить свой вариант выхода из проблемной ситуации. Технология подготовки и проведения форум-театра может быть следующей.
Выбор проблемы, разработка сценария и написание мизансцен. Выбирается проблема, актуальная для аудитории. Разыгрываемая ситуация должна быть доступной и узнаваемой, диалоги героев — эмоциональными и естественными. Сценарий спектакля делится на действия (акты). Сначала идет завязка. По ходу сценария действие нарастает от эпизода к эпизоду и заканчивается кульминацией (стоп!). Дальнейший выбор героя неизвестен. Зрителю предлагается самому додумать, что предпримет персонаж в следующее мгновение. Ситуация, разыгрываемая в спектакле, должна быть живой, провоцировать зрителей на активное участие в ее разрешении. Кульминация должна заканчиваться драмой. Но зритель должен чувствовать, что он может что-то изменить, предотвратить, кому-то помочь, подсказать, кого-то защитить, обезопасить.
Подготовка и репетиция спектакля. Организуется работа над мизансценами, их репетиция. Проводится работа над образами персонажей, прорабатываются диалоги, вносятся необходимые ремарки, помогающие в процессе постановки. С этой целью в театре есть ведущий, который является лидером в группе по подготовке спектакля, начинает и ведет дискуссию, побуждает зрителей к размышлению, умеет сказать «Стоп!», если этого не сделали зрители.
Действие. На данном этапе зрителям предлагается инсценировка спектакля, которая заканчивается стоп-кадром. Зрители внимательно смотрят инсценировку, не комментируют сцены, не останавливают спектакль. После просмотра происходит обмен чувствами, анализ увиденного, выдвигаются версии о том, что может произойти далее.
Форум. На данном этапе спектакль разыгрывается заново, а у зрителей есть возможность остановить действие спектакля, используя слово «стоп!». После этого происходит замена одного из актеров зрителем. В действие может встраиваться только один из зрителей, первым выкрикнувший слово «стоп!». Далее сцена продолжается или перематывается назад до того момента, который позволяет зрителю плавно включиться в разыгрываемую ситуацию. Актеры подыгрывают новому участнику сцены и импровизируют, при этом не позволяют ситуации стать идеально разрешимой. В канву спектакля либо после его завершения полезно включить информацию профилактического характера, которая расширит знания детей по спорным вопросам.
Обратная связь и обсуждение итогов спектакля. На данном этапе зрители обсуждают увиденное, делятся впечатлениями, переживаниями, высказывают мнение о том, как изменилось их отношение к обсуждаемой на сцене проблеме. Отбираются лучшие решения актеров и зрителей.
Создание социально значимых коллажей
Коллаж — способ создания новых иллюстраций посредством вырезания картинок и их наклеивания на какую-либо основу из материалов, отличающихся от них по цвету и фактуре. Социально значимый коллаж — это работа, выполненная на актуальную тему социальной направленности.
Тематика коллажей может быть следующей:
• «Жизнь вокруг меня»;
• «Я против...»;
• «Что находится за стеной табачного дыма?»;
• «Счастливые люди: кто они?»;
• «В городе вредных привычек»;
• «Школа без насилия»;
• «Они живут рядом с нами»;
• «Протянем руку помощи»;
• «Дети без семьи»;
• «Откройте дверь в свое сердце»;
• «Поделись улыбкою своей»;
• «Город без барьеров» и т. п.
В процессе работы над составлением коллажа у учащихся не только расширяются знания в области социально значимых проблем, но и развиваются воображение, творческое мышление, вырабатываются умения и навыки индивидуальной и групповой работы.
Этапы работы над социально значимым коллажем:
1. Ознакомление с проблемой, по которой будет организована работа (актуальность, социальная значимость, трудности, возникающие при ее решении).
2. Формирование микрогрупп (по 3—5 человек).
3. Выдача задания: «Найдите картинки, иллюстрации и
надписи на тему ... и сделайте коллаж».
4. Работа микрогрупп (40—60 минут).
5. Презентация работ в виде небольшой выставки с рассказами о созданных коллажах: главная идея, особенности расположения составляющих иллюстраций, цветовая гамма и т. п.
6. Подведение итогов работы, выводы;
Разработка и реализация социально значимых проектов. Социально значимый проект — проект, направленный на решение актуальной для данного региона (города, школы, класса и пр.) проблемы. Это комплексный метод, который дает учащемуся возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В организации такой деятельности взрослый (учитель, педагог социальный и др.) выступает в роли консультанта, направляющего и стимулирующего действия участников проекта.
В условиях школьного социума можно использовать различные виды проектов, классифицирующихся по виду деятельности, характеру контактов, продолжительности выполнения, количественному составу участников. В основу конструирования проекта должна быть положена логическая цепочка: проблема — цель — задача — метод — конкретный результат. Более подробно о проектной работе можно прочитать в пособии А. В. Торховой [и др.] «Профилактика противоправного поведения школьников».
Информационно-интерактивная встреча
Информационно-интерактивная встреча — форма воспитательного занятия, представляющая собой синтез информации, предлагаемой учащимся, с диалоговыми формами взаимодействия участников мероприятия.
Этапы:
1. Вступительная часть (представление участников, актуализация темы, озвучивание цели встречи, принятие правил,
создание благоприятной эмоциональной атмосферы).
2. Основная часть (информационные блоки, активные
разминки).
3. Заключительная часть (подведение итогов встречи).
Решение моральных дилемм. Моральные дилеммы — ситуации, требующие от действующего лица сделать определенный выбор при столкновении с противоречащими друг другу нравственными принципами. Отметим, что автором теории нравственного развития и морального выбора является Л. Кольберг.
Цель: научить подростков перебирать возможные варианты решения проблемы в ценностно-нормативном поле
противоречий: с одной стороны — нормы морали и права, с
другой — личностные (индивидуальные) и групповые (коллективистические) ценности.
Возраст учащихся: 12—14 лет.
При решении моральных дилемм подросток оказывается в ценностно-нормативном поле противоречий. Возникает конфликт выбора, когда подросток начинает перебирать возможные варианты решения проблемы. Подросток просчитывает варианты полезности решения проблемной ситуации для себя, других, учитывает необходимость соблюдения различных норм общества. Для того чтобы упредить выбор ошибочного решения, не выйти за рамки норм морали и права, сохранить индивидуальную позицию, важно научить несовершеннолетнего продумывать разнообразные варианты
решения моральной дилеммы.
Практикум. Практикум — форма работы с несовершеннолетними, главный педагогический смысл которой заключается в обеспечении условий для социальных упражнений (проб) учащихся в практической (имитируемой) социальной деятельности, т. е. в моделировании возможных проблем, создании ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта.
Написание сочинений. Написание сочинений — одна из форм работы по коррекции девиаций. Работа над сочинением заставляет учащихся задуматься об обозначенной проблеме, высказать собственное отношение к ней, поразмышлять и пр. Для педагога сочинение несет информацию о ценностном поле учащихся, межличностной ситуации в классном коллективе.
Тематика сочинений может быть разнообразной:
• «Школьная травля: кто виноват?»;
• «Издевательство в школьном классе»;
• «Преследователи и жертвы: кто они?»;
• «Свои и чужие в классе»;
• «Как противостоять издевательству над собой»;
• «Наркотическая зависимость. Где искать помощь?».
Перед написанием сочинения целесообразно дать учащимся примерный план в виде вопросов, ответы на которые могли бы быть отражены в сочинении. Следует сказать учащимся и о том, что сочинение не будет оценено отметкой, не будут озвучиваться фамилии авторов и тех учеников, о которых будет написано в сочинении. Обсуждаться будет только проблема и варианты ее решения.
Примерный план сочинения на тему «Школьная травля: кто виноват?»:
1.Кто, на ваш взгляд, совершает насилие в школе?
2.В отношении кого происходит насилие в классном коллективе?
3.Какие формы насилия наиболее распространены в школе?
4.Почему в одних школах (классах) происходят ситуации
насилия, а в других — нет?
5.Какие опасности содержит в себе насилие?
6.Каким образом реагировать на действия обидчика?
7.Что следует делать, если вам стали известны ситуации школьной травли?
После написания сочинений педагогу необходимо провести их тщательный анализ, увидеть мысли несовершеннолетних их проблемы, продумать конкретный механизм разрешения трудных жизненных ситуаций учащихся, корректирующие меры, совместно с учащимися обсудить волнующие их вопросы.
Воспитательное занятие. Воспитательное занятие — это организованное педагогом духовное общение учащихся и взрослых, содержанием и смыслом которого является поиск истины, направленный на становление и развитие ребенка как субъекта жизнедеятельности, и в процессе которого осуществляется обмен не только познавательной, но и эмоционально-оценочной информацией.
На воспитательных занятиях создаются условия для развития нравственных качеств личности учащихся, формирования у них коммуникативных навыков, организуется работа по созданию ученического коллектива.
Формы работы на III ступени общего среднего образования
Специфична организация коррекционной работы с учащимися на III ступени общего среднего образования. Старший школьный возраст (возрастные границы от 15 до 18 лет) — это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, повышенного внимания к внутреннему миру человека, этап размышлений о людях, мире, философских категориях и пр.
В этом возрасте целесообразно развивать у учащихся эмоциональный интеллект, навыки регуляции собственных психических состояний; формировать целостную Я-концепцию, временную перспективу; развивать способность принимать решения и нести за них ответственность, действовать в ситуациях неопределенности и пр. Особое внимание следует уделить формированию у старших подростков положительных установок на здоровый образ жизни, развитию понимания важности сохранения физического и психического здоровья для полноценной и качественной жизни.
Выбирая формы профилактической работы со старшеклассниками, приоритет следует отдать таким формам, как: тематическое обсуждение, обсуждение афоризмов, дебаты, дискуссии и пр.
Тематическое обсуждение. Тематическое обсуждение — это форма проведения занятия на заданную тему с использованием дискуссии и направляемого общения.
Цель тематического обсуждения: сформировать правильное (адекватное) отношение учащихся к разбираемым вопросам, восполнить имеющиеся пробелы в знаниях, актуализировать имеющуюся информацию, включить в обсуждение всех участников.
Проводить тематическое обсуждение необязательно со всеми учащимися класса одновременно. Целесообразно сформировать микрогруппы по 6—8 человек, включив в них тех учащихся, для кого обсуждаемый вопрос значим и актуален, кто уже столкнулся сданной проблемой или находится в группе риска. В качестве ведущего может выступать педагог или заранее хорошо подготовленный учащийся старших классов.
Технология тематического обсуждения включает следующие этапы:
1. Чтение информации по теме, вынесенной на обсуждение. Ведущий мероприятия заранее готовит на отдельных карточках интересную информацию по теме. Участники обсуждения зачитывают эту информацию вслух. Принципиально важно, что это делает не ведущий, а другие участники, тем самым обеспечивается включенность в процесс мероприятия.
2. Презентация темы — краткий обзор по теме, введение в обсуждаемую проблему осуществляется, как правило, ведущим или его помощником.
3. Вопросы для обсуждения — основная часть. Ведущий мероприятия задает вопрос конкретному учащемуся, а не всей группе в целом. Если ответ удовлетворителен, то следующий вопрос задается другому учащемуся, и так по очереди. Если же у отвечающего возникли затруднения с ответом, можно обратиться за помощью к другим детям. Допустимо, когда один и тот же вопрос задается разным учащимся. Главное — включить всех детей в управляемую дискуссию, во время которой учащиеся будут высказывать собственное мнение. При таком подходе разрушается пассивность учащихся, молчаливое участие в мероприятии.
4. Резюме — подведение итогов.
Правила работы группы при тематическом обсуждении:
• общение происходит в рамках заданной темы;
• по возможности, в общении участвуют все присутствующие;
• можно отказаться от ответа на вопрос без обсуждения
причин;
• когда говорит один участник, другие — не спорят;
• высказываются любые мнения;
• нельзя оскорблять другого.
Обсуждение афоризмов. Афоризм — это краткое изречение, законченная мысль, выраженная точно, оригинально, сжато и емко.
Методика работы с афоризмами:
1. Делается подборка высказываний (не менее 10) известных отечественных и зарубежных общественных и политических деятелей, писателей, ученых, представителей искусства о какой-либо форме девиаций (алкоголизм, табакокурение, ложь, обман и пр.).
2. Учащимся предлагается выбрать три наиболее понравившихся высказывания и объяснить свой выбор.
3. Предлагается отобрать высказывания, с которыми учащиеся не согласны (не совсем согласны), и прокомментировать их.
4. Подумать, почему то или иное высказывание вызвало
наибольшие разногласия.
5. Вспомнить интересные афоризмы по предложенной тематике, дополнить представленный перечень.
Дискуссия, дебаты. Дискуссия — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
В учебно-методическом пособии И. А. Фурманова, А. Н. Сизанова, В. А. Хриптовича «Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования» описаны вариативные формы организации дискуссии и методика их проведения: метод всех возможных вариантов (дерево решений), дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, обсуждение в форме дебатов, дискуссия в форме симпозиума, метод мозгового штурма и др.
Дебаты (от франц. debats) определяются как прения, обмен мыслями на каком-либо собрании, заседании. В основе дебатов — свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису.
Проведению дебатов по проблематике профилактики девиаций предшествует большая предварительная работа, включающая:
• распечатку необходимых материалов, ознакомление
участников с правилами организации и проведения дебатов;
• определение исходного тезиса дебатов. Заранее готовится несколько тезисов для дебатов, которые содержат какую-либо идею, а также одну из основных мыслей доклада, выступления и т. д. При этом тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис;
• работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;
• индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Порядок (процедура) проведения дебатов. Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов. Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
• справа от председателя — защитники тезиса (4 человека);
• слева от председателя — противники тезиса (4 человека);
• в конце зала посередине — участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые неопределившиеся).
Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дебатов: «Господин председатель...».
Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму «господин (госпожа)».
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.
Далее роли распределяются следующим образом:
• вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
• третьи номера опровергают аргументы соперников;
• четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.
Темы для дебатов:
• «Граффити: искусство или разрушение»;
• «Воровство: болезнь или правонарушение?»;
• «Татуировки: за и против»;
• «Попрошайничество: источник семья или социум»;
• «Сленг: за и против»;
• «Курить или не курить»;
• «Мода: для здоровья или во вред здоровью»;
• «Пирсинг: красиво или опасно».
После проведения дебатов подводятся итоги (рефлексия):
1. Актуальна ли тема дебатов?
2. Готовились ли все участники заранее к предстоящим дебатам?
3. Чьи выступления вам понравились и запомнились? Почему?
4. Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?
5. Почему некоторые участники дебатов заняли позицию сторонних наблюдателей?
6. Были ли отступления от основной темы? Почему?
7. Оцените общую культуру участников. В чем она проявилась?
8. Что бы вы предложили по совершенствованию проведения дебатов?
9. Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.).
10. Достигнута ли главная цель дебатов?
Проектирование социальной рекламы. В контексте профилактики девиантного поведения несовершеннолетних целесообразной представляется организация такой формы работы с несовершеннолетними, как проектирование социальной рекламы. Социальная реклама является одним из видов рекламы, главным предназначением которой является формирование и поддержание в обществе, сознании людей общечеловеческих ценностей, привлечение внимания к социально значимым проблемам и возможностям их разрешения.
В качестве объекта социальной рекламы может выступать: здоровый образ жизни, правопорядок и законопослушность, милосердие и благотворительность и др. В процессе проектирования социальной рекламы подростки не только продумывают различные приемы воздействия на сознание аудитории, разрабатывают способы негативного позиционирования ненормативного поведения, но и вырабатывают собственную позицию, личностное отношение к той или иной проблеме, что в свою очередь стимулирует нормативное поведение авторов рекламы.
В организации работы с несовершеннолетними по проектированию социальной рекламы можно выделить следующие
этапы:
1. Анализ ситуации (какая проблема требует решения и на каком уровне).
2. Определение и характеристика аудитории проекта.
3. Формулирование цели рекламы.
4. Разработка содержательно-технологического оснащения проекта.
5. Ресурсное обеспечение проекта (характер и объем затрат).
Социальная реклама может быть представлена в виде видеороликов, мультимедийных презентаций, лаконичных картинок и слоганов, информационных листовок и др.
Тематика социальной рекламы может быть самой разнообразной:
• «Здоровье – главное жизненное благо»;
• «Здоровье = красота»;
• «Ему нужна помощь»;
• «Ты выбираешь сам?!»;
• «Думай и выбирай» и др.
Профилактическая акция. Акция – это система мероприятий, объединенных общей стратегической целью и проводимых в определенный, ограниченный период времени. Акции, как правило, направлены на решение следующих задач: повышение уровня информированности по проблеме создания определенного личностного отношения к проблеме, пропаганду навыков безопасного поведения.
В Республике Беларусь ежегодно реализуются республиканские информационно-просветительские акции, направленные на профилактику распространения алкоголизма, табакокурения, наркомании среди подрастающего и взрослого населения.
Ряд молодежных инициатив реализован в учреждениях общего среднего, среднего специального, профессиональнотехнического, высшего образования. Приведем примеры некоторых из них.
На профилактику табакокурения направлены акции: «Обменяй сигарету на конфету», «“Забей” на курение», «15 шагов от курящего», «Бросьте курить!» и др. Суть акции «Обменяй сигарету на конфету» заключается в том, что во время проведения акции в учреждении образования организуется пункт, где каждый желающий может обменять сигареты на конфеты и получить информацию о последствиях курения. В рамках акции «“Забей” на курение» всем желающим предлагается забить гвоздь в раскрашенное под сигарету бревно как символ обещания самому себе бросить или никогда не начинать курить. Особенность акции «15 шагов от курящего» заключается в том, что если в какой-либо компании кто-то начинает курить, некурящие демонстративно отходят от него на 15 шагов, чтобы избежать пассивного курения. Сущность акции «Бросьте курить!» — обращение школьников к тем, кто курит на остановке, возле магазина, у банкомата с пожеланием: «Взрослые, бросьте курить, давайте дышать чистым воздухом!», раздача листовок с информацией о вреде курения.
С целью профилактики алкоголизма среди молодежи реализована акция «В будущее с трезвым взглядом!»: оборудуется палатка-тир, в которой находятся бутылки от различных спиртных напитков; прохожим предлагается бумажным мячиком сбивать эти бутылки, а за это им выдается минеральная вода; вокруг палатки размещаются плакаты со статистическими данными о количестве в городе подростков, употребляющих алкоголь и имеющих зависимость.
Проведение профилактических акций, направленных на противодействие употреблению табака, алкоголя, наркотиков, пропаганду здорового образа жизни, позволяет сформировать устойчивые антиалкогольные, антитабачные и антинаркотические установки как у самих организаторов акции, так и у той категории детей и взрослых, для которых организуются подобные мероприятия, развить чувство самоуважения и ответственности.
Как считают специалисты, участие молодых людей в профилактической деятельности обеспечивает наибольшую результативность и эффективность такой работы: лучший способ воспитать человека — не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других; лучший способ информировать — привлечь к информированию других; действенный способ усвоить информацию — передать ее кому-либо.
Основные этапы подготовки профилактической акции:
1. Определение стратегической цели.
2. Исследование ситуации, сбор информации о целевой группе (группа, на которую будет оказываться воздействие).
3. Постановка целей-задач.
4. Разработка идеи и формулировка ключевого сообщения.
5. Составление плана подготовки.
6. Реализация.
7. Оценка.
Фильмогруппа. Фильмогруппа — это совместный просмотр специально подобранного художественного фильма учащимися и педагогом с последующим его обсуждением.
1.Предварительный просмотр и анализ фильма педагогом, осмысление фильма.
2.Составление перечня вопросов, которые могут быть заданы участникам фильмогруппы в процессе обсуждения.
Примерный перечень вопросов:
• О чем этот фильм?
• Какие проблемы подняты в данном фильме?
• Кто из героев фильма произвел на вас сильное впечатление? Почему?
• Если бы у вас была возможность вмешаться в сюжет фильма на 1 минуту, чтобы вы изменили?
• Какие чувства оставил после себя просмотр фильма?
• Актуальна ли поднятая в фильме проблема для современных школ? Как ее решить?
3. Презентация фильма (история создания, сюжет, главные герои и актеры).
4. Наблюдение за реакцией участников группы, фиксация результатов наблюдения: комментарии во время просмотра, мимика, жесты и пр.
5. Обсуждение фильма по заранее составленным вопросам, стимулирование участников к активному обсуждению фильма с использованием уточняющих вопросов, перефразирования, резюмирования высказываний.
6. Рефлексия по итогам проведения фильмогруппы.
Пантомима. Пантомима – вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. В профилактике девиантного поведения пантомима работает на развитие образного мышления, обучение учащихся умению адекватно выражать свои чувства, противостоять давлению и манипуляциям со стороны других людей.
Рекомендованная методическая литература:
1. Управление конфликтами: теория и практика. Шейнов, В. П.
2. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. Баженов, В. Г.
3. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье. Ничишина, Т. В.
4. Основы коррекционной педагогики. Гонеев, А. Д.
5. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция. Ндрашенко, В. Т.