Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Что и как выбирают выпускники школ? Наблюдение профконсультанта

Дата: 16 ноября 2021 в 12:24
100 просмотров

Подавляющее большинство выпускников общеобразовательных школ осознают актуальность и значимость проблемы профессионального выбора, важность определения своего места в мире труда, нахождения личного смысла в выполнении конкретной профессиональной деятельности. В случае обращения за помощью в решении возникающих вопросов, современное поколение несколько изменило их очередность – от конкретного вопроса «какую профессию выбрать» к рассмотрению характера труда и трудовых действий. Поэтому, парадигма консультационной работы с учащимися в настоящее время обоснованно перетекает из проблемного поля «кем быть?» в проблемное поле «какие действия выполнять?» и следующие за этим ответы на вопросы: «какой профессиональный материал лучше и проще усвоится?», «какая профессиональная деятельность будет увлекательней?», «какие профессиональные навыки быстрее сформируются?». Работа с подобными запросами дает основание задуматься над тем, что и как выбирают современные выпускники.

Если Вы хотите сделать что-то великое в один прекрасный день, помните: один прекрасный день – это сегодня.

Джордж Лукас,
автор киноэпопеи «Звездные войны»

Для начала обратимся к базовым определениям употребляемых понятий.

Профессиональное самоопределение – самостоятельный активный и долговременный процесс выбора профиля деятельности.

Профессия – вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых в результате специального образования, подготовки и опыта работы.

Следовательно, нельзя рассматривать выбор профессии и сферы профессиональной деятельности как одномоментное действие, совершаемое в выпускном классе, а профессию в отрыве от наличия определенных профессиональных умений. А значит, досконально анализировать и, тем более, выбирать профессию реально доступно только после окончания профессионального учебного заведения, где приобретаются как теоретические знания, так и практические умения…

Содержание профессионального самоопределения – осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий, самоанализ и самооценка.

Профессиональный профиль – совокупность критериев оценки личности специалиста. Включает виды деятельности, профессионально важные качества, ключевые квалификации, социально-профессиональные роли и способы поведения.

Именно в выборе профессионального профиля мы и помогаем старшеклассникам, не забываем об этом, осуществляя профориентационные консультации с подростками. Подчеркиваю, что первоначально выпускники школ выбирают не профессию, а именно тип учебного заведения: профессиональный лицей, колледж, институт, университет или академию. При этом, конечно же, подразумевается и выбор определенной специальности, которая станет впоследствии базовой платформой для выбора профессии.

Еще большее ослабление значимости первого выбора профессии наблюдается из-за тех изменений, которые происходят и в самих профессиях, в содержании профессиональных действий и влияющих на них социально-экономических условий. Любая профессиональная деятельность рассматривается на стыке двух и более областей знаний и практических применений, поэтому сокращается и перспектива выбора. Сегодня профессиональные предпочтения уже не совершаются один раз и «на всю оставшуюся жизнь», этот вопрос решается личностью неоднократно.

Самостоятельность, обоснованность решения во многом зависит от индивидуальных качеств самой личности и ее предыдущего жизненного опыта. Если в период профессионального самоопределения личность характеризуется эмоциональной нестабильностью, напряженностью, робостью в принятии решения, консерватизмом, и у нее, как следствие, развивается чувство вины, тревожность, конформизм, то в итоге мы получаем неуверенность в профессиональном выборе.

Если в характере подростка отмечается целеустремленность и доминантность, присутствует желание обрести независимость и самостоятельность, при этом проявляется конструктивная мечтательность (он четко представляет свое идеальное, желаемое будущее, рассуждает о тех способах, которыми можно прийти к своей мечте) – фактор профессионального выбора окрашивается оптимизмом в отношении профессионального будущего.

И наконец, с такими особенностями поведения личности как беззаботность, отождествление себя с группой, консерватизм, экстраверсия прослеживается сильная зависимость профессионального выбора от постороннего мнения.

Кроме того, принятие решения основывается на многих факторах не только психологического характера. Учитывается репутация учебного заведения и существующий конкурс, качество образования в учебном заведении, стоимость обучения, перспективы трудоустройства. Не поленитесь и проанализируйте все плюсы и минусы каждого из вариантов. Изучайте информацию вместе с близкими, чтобы иметь возможность оценить чужое мнение по данному вопросу.

Выбирая профессию, учитывайте следующие важные моменты:

  • окончательный выбор профессии только за вами, ибо осваивать выбранный путь предстоит именно вам, поэтому будьте активными, не идите по пути наименьшего сопротивления, делегируя право выбора родителям или педагогам;
  • профессиональная деятельность должна приносить положительные эмоции и удовлетворение, обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей и приносить пользу обществу;
  • будьте настойчивы на пути к поставленной цели, составьте план действий и следуйте ему шаг за шагом;
  • помните: освоение специальности и становление профессионала – это нелегкий и продолжительный труд;
  • учитесь как можно лучше, совершенствуйте свои навыки и продолжайте развиваться.

Ирина ЛИТВИНА,
психолог ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.