Гендерные роли женщин и мужчин в обществе и семье
Ролью называют то, что описывается социальным набором правил, принятых в обществе (то есть, норм). Д. Майерс называл социальные роли «источником сильного влияния». Мужские и женские роли – это все, что надо в качестве образца действия для обоих полов.
Нужно отметить, что в разных обществах, в разных культурах и странах, понятия социальных ролей может быть разным. Например, в России – одно, в Японии – другое. Хотя, конечно, общие правила для гендерных ролей будут примерно одинаковыми. Понятие мужской роли в одних странах может сильно отличаться от того, что приято в другой стране. Таким образом, роль мужчины и женщины в обществе – это не только набор определенных качеств, данных от рождения и воспитанных с детства, но еще и то, как именно позиционирует себя человек в социуме. От чего это зависит? Для ответа на данный вопрос можно прибегнуть к учению Дарвина. В ходе эволюции человека, исторически уже было сформировано разделение ролей между мужчиной и женщиной.
Слово «гендер» (в переводе с английского «Gender» - Род) появилось в отечественной психологии из трудов зарубежных авторов. По сути, это слово характеризует разницу между поведением мужчин и женщин, которая появлялась в итоге воспитания и социализации обоих полов в обществе.
Гендерная психология
Это область психологии, в которой изучаются социальные нормы, то, как себя ведет человек или группа людей, или цивилизация.
Гендерные роли – различия между людьми, как следствие культурного развития, а слово “sex” – различия биологические, генетические и анатомические. Разница с гендером заключается в том, что гендер рассматривается скорее в культурном, историческом контексте, а мужественность и женственност - как раз и относятся не к описанию пола, а к гендеру. При этом, необходимо понимать, что эти понятия могут быть отнесены, как к мужскому, так и к женскому (биологическому).
Типичные качества женщин и мужчин
Давно ведутся разговоры о том, что гендерные роли (активно стало использоваться в 70-х годам ХХ века) есть разделение между людьми по социальным нормам, ролям, и поведении. Как говорится, «типичные» мужские и женские качества – не что иное как выполнение полами своих гендерных ролей. То, что в одном обществе воспринимается, как женское, в другом – бывает абсолютно мужским. Например, юбки в Шотландии, это типично мужское или женское?
Быть мужчиной или женщиной в обществе – значит не только быть биологически соответствующего пола, но и выполнять определённую гендерную роль, соответствующую понятию принятых социальных норм в обществе.
На самом деле, я писала дипломную работу еще более 10 лет назад именно по теме: “Особенности гендерных стереотипов в зависимости от пола, возраста и гендерной принадлежности”.
Предлагаю на ваше ознакомление некоторые результаты анализа гендерных стереотипов (далее по тексту для сокращения – «ГС» или «генд. стер.») гендерных ролей.
Задачей исследования было определение содержания генд. стер. у учащихся, а также их сравнение с содержанием ген. стер. у подростков. Были получены эмпирические данные, анализ которых представлен в данном параграфе.
Текст ориентирован больше, конечно, на социологов и специалистов в этой области, хотя читатель, не сильно понимающий в теме, сможет обогатить свой кругозор по теме и расширить общую эрудицию.
Как закрепляются гендерные роли
В процессе формирования и развития общества, женщины не хотят быть хранительницей очага и домработницей, меняют свои взгляды на гендерные роли, взаимодействие в социуме. Многие начинают жить наравне с мужчинами, быть сильной и волевой, побеждать и не иметь сострадания и жалости. Смена роли может произойти, когда дама становится охотником (добытчиком), а ее мужчина – наоборот, занимается хозяйством и домашними делами.
Парадокс в том, что у женщины это не заложено генетически, поэтому, конечно же, она не удовлетворена тем, что получается. В результате, подсознательно сопротивляется этому! Ведь то, что заложено природой этому противоречит! Соответственно, мужчина тоже не может быть полностью удовлетворён ситуацией. Границы поведения начинают стираться, и оба пола уже могут спокойно выполнять практически любые задачи, конечно, за исключением рождения ребенка, на что М функционально не способен.
Зарождение ролей происходит в детском возрасте, потому что приобретаются социальные реакции на те или иные поступки. Например, если девочка начинает драться, то ее осуждают и говорят, что так делать девушка не обязана. Мальчика же, наоборот, могут поощрять и записать в секцию, чтобы научиться управлять агрессией. Некоторые стереотипы гендерного поведения уже начинают меняться. Например, то что девушка не может первая познакомиться постепенно смазывается. А лет сто назад это привело бы к весьма плохим последствиям.
Итого, создавая новую ячейку общества – семью, представителя обоих полов не понимают друг друга, конфликтуют и ссорятся.
Ниже мы можем рассмотреть результаты эмпирического исследования, в котором определены следующие особенности гендерн. стер. в зависимости от их пола, возраста и гендерной принадлежности
По этим параметрам можно предположить, что с взрослением мальчиков, возникает изменение маскулинности, а именно ее показатель снижается.
Во-первых, это связано с тем, что у подростков когнитивный компонент о должном поведении различен с юношами–студентами.
Во-вторых, это связано с тем, что в процессе развития, у молодых людей происходит переоценка ценностей, и появляется новая привычка мужчины. В-третьих, это говорит о том, что студенты легче принимают тенденцию к изменению гендерн. стер., что также способствует снижению маскулинности.
Различия в гендерных стереотипах
- У мальчиков и девочек выявлены в отношении сильного пола по независимости. Девочки выше оценивают значимость данной характеристики для мужского образа и часто отмечают, что сильный пол должен быть независимым.
- У юношей и девушек выявлены в отношении женщин (далее по тексту иногда будет употребляться Ж) по категориям «ответственность» и «независимость». Девушки-студентки выше относят важность серьезности для женского поступка и часто отмечают, что Ж следует быть обязательной. Учащиеся выше оценивают значимость независимости для женского поступка и часто отмечают, что девушка должна быть независимой.
- У юношей и девушек выявлены в отношении сильного пола по ответственности «активность» и «агрессивность». Студенты выше относят важность обязательности и «активность» для мужского поведения и часто отмечают, что мужчина должен быть активным и серьезным. Девушки-студентки выше оценивают значимость агрессивности для мужского поступка и часто отмечают, что сильный пол более агрессивен.
Гендерная роль женщины, выявленные различия в содержании гендерных стереотипов
- У девочек и студенток выявлены в отношении М по категориям «ответственность» и «враждебность». Девушки-студентки выше, чем девочки, относят важность для мужского образа характеристики «ответственность» и описывают сильный пол как более обязательных. Однако девочки более высоко оценивают значимость для описания М категории «агрессивность». Девушки-студентки, в большей степени, чем девочки, используют для описания женщины деятельность и «независимость», и в меньшей степени характеристику «агрессивность».
- Если изначально девочки воспринимаются мальчиками, как более серьезные, менее активные, менее агрессивные, и менее независимые, то в 18-22 лет оценка девушек изменяется, она приобретает черты, которые ранее подростки отнесли бы к образу мужчины.
- Девушек начинают оценивать, как более активных, менее ответственных, более агрессивных, более независимых. (Это напоминает те черты поведения, к которым стремится молодой человек, идентифицируя себя с мужским полом).
- Оценка женщинами разного возраста значимости качеств, характеризующих мужчин.
В процессе развития, у подростков случается переоценка ценностей, и появляется новый стереотип женщины. Вероятно, девушки-студентки также легко принимают тенденцию к изменению гендерных стереотипов, что также способствует снижению показателя фемининности.
Гендерная роль мужчины, выявленные различия в содержании гендерных стереотипов
- У юношей студентов в отношении Ж по классу «ответственность», «независимость» и «враждебность» и «активность». Студенты, в меньшей степени, чем мальчики, оценивают важность обязательности для женского поступка. Однако они выше относят значимость для образа слабого пола таких характеристик как «независимость», «агрессивность» и «активность» и часто отмечают, что женщина активна, враждебна и независима.
- У и юношей студентов в отношении М по категориям «чувствительность», «ответственность» и «враждебность». Студенты выше, чем мальчики-подростки, оценивают важность для сильного пола как характеристики «ответственность», так и «чувствительность», а «агрессивность» представлена в описании мужчины у студентов, в меньшей степени, чем у подростков.
Все исследуемые группы респондентов М имеют более высокую степень маскулинности, и более низкую степень феминности, чем респонденты Ж. Однако все исследуемые респонденты андрогинны.
Гендерные роли в обществе
В данной работе была исследована проблема гендерных стереотипов в разных возрастных группах. Был проведен теоретический анализ научной литературы, и эмпирическое исследование при помощи метода опроса с использованием методик: незаконченных предложений (авторский метод), методики диагностики межличностных отношений Т.Лири и опросника Сандры Бэм по изучению маскулинности и фемининности.
Основываясь на полученных результатах, можно сказать о том, что существуют различия в содержания ГС разного пола и возраста. С развитием социального общества, происходит смена поставленных задач, и способ их выполнения, меняются требования, женщины приобрели возможности наравне конкурировать с М.
Но вследствие этого получается «трансформация» шаблонов, относящихся к М и Ж. Для кого-то это случается совершенно незаметно, кто-то пытается бороться, не соглашается и придерживается старых привычек, а кому-то не дают покоя его предрассудки, и он не в состоянии спокойно наблюдать и принимать те новые, и все еще продолжающие изменяться идеалы.
У подростков привычки менее гибкие, и хуже претерпевают изменения, чем у студентов, Девочки легче воспринимают смену шаблонов, намного быстрее усваивают их и проявляют в своих поступках, чем мальчики.
В юношестве мальчики пользуются «старыми» стереотипами. Девочки же охотно меняют привычки своего поступка, причем оба пола идентифицируют свое действие со взрослыми, стараясь подчеркнуть его тем, что ведут себя по определенным привычкам.
У девочек привычки более новые. Возможно, это можно назвать одной из причин непонимания существующего между противоположными полами. На сегодняшний момент, мы находимся в процессе достаточного быстрых перемен идеалов настоящего М и настоящий женщины, проблема заключается в том, что у кого-то этот идеал уже почти сформировался, а у кого-то он находится только на начальной стадии формирования и развития.
Гендерные роли мужчины и женщины
Существует взаимосвязь оценок значимости категорий характеристик, используемых для описания М и Ж, со степенью маскулинности и феминности респондентов, а именно:
- чем менее маскулинны девочки, тем ниже они оценивают значимость для М «чувствительности», а для Ж – «агрессивность»;
- с увеличением маскулинности мальчиков, они относят важность для Ж «активность», а для М - «ответственность».
- с снижением маскулинности студентов, они оценивают значимость для М характеристики «чувствительность».
Современные гендерные роли
Хотелось бы отметить, что проблема гендерных стереотипов очень объемная и динамична, что несомненно представляет интерес для дальнейшего более глубокого изучения, например, в таких областях, как предпринимательство и бизнес, в теоретической части данной работе были затронуты такие вопросы как ГС женщин и мужчин предпринимателей, несомненно эмпирическое исследование в данной области будет актуальным и интересным.
Изучить шаблон образа Ж-предпринимателей, и сравнить их с гендерными привычками Ж-домохозяек. А также посмотреть, как различаются особенности генд. стер. Ж и М в начале их карьерного роста, в середине, и в конце.
Несомненно, гендерные стереотипы, появляются в наших поступках не только, когда мы взаимодействуем с коллегами на работе, но и дома, в семье: в данном случаи, интерес представляет различия и сходства ГС у супругов, соответствуют ли сами супруги привычкам друг друга. В детско- родительских отношениях - как влияют генд. стер. родителей на воспитание их детей.
Область исследования на которую оказывают влияния ГС велика, к тому же они сами достаточно динамичны, т.е. постоянно находятся в состоянии модификации. Что будет придавать дополнительный стимул и интерес изучения проблематики генд. стер. еще долго время.
Ведь каждый полученный результат в определенной области исследования, возможно, подтвердит или опровергнет предыдущий, а может и выявить что-то новое. Это зависит от скорости изменений гендерных привычек, и от области исследования на которую на которую влияют генд. стер.
Гендерные роли в современном обществе по категориям
Содержание ГС устанавливалось через определение категорий качеств, часто указываемых респондентами как свойственные женщинам или мужчинам.
На основе полученных ответов по методики Т. Лири и авторского варианта методики незаконченных предложений (см. приложение 4), были выявлены группы качеств, сходные по смыслу, которые были объединены в категории.
Кат. 1 - «чувствительность». Сюда входит эмоциональность (принятие всего близко к сердцу) или не эмоциональность, возбужденность в разговоре (повышенный голос, употребление сильных выражений), раздражительность (легко обижаются) или спокойствие.
Кат. 2 – «ответственность». Сюда входит склонность заниматься необязательной деятельностью (хобби), в ущерб обязанностям (работа, хозяйство), склонность откладывать свои дела или быстро приниматься за дело.
Кат. 3 – «активность». Сюда входит подвижность (жестикуляция, ходьба взад-вперед по комнате) или неподвижность и спокойность, усердие или лень.
Кат. 4 – «агрессивность». Сюда входит употребление ненормативной лексики, невербальные движения телом (агрессивные, воспринимающиеся другими как вызов), не принятые нормами в нашей культуре, применение физической силы.
Кат. 5 – «независимость». Сюда входит самодостаточность (т.е. полагаться только на себя), собственная позиция, вера в себя, склонность защищать свои взгляды.
Данные качества часто указываются респондентами как свойственные мужчинам и женщинам.
Несмотря на это, может быть нам не стоит обгонять время, иногда стоит задуматься, что будет с нами через 30 лет, при таких темпах развития. И невольно вспоминается высказывание, что лучшим вариантом будет держаться золотой середины.
Хотелось бы отметить, что проблема гендерных ролей очень объемная и динамичная, что, несомненно, представляет интерес для дальнейшего более глубокого изучения, например, в таких областях, как предпринимательство и бизнес. В теоретической части данной работе были затронуты такие вопросы как гендерные стереотипы женщин и мужчин предпринимателей, несомненно эмпирическое исследование в данной области будет актуальным и интересным.
Несомненно, гендерные стереотипы, появляются в нашем поведении не только, когда мы взаимодействуем с коллегами на работе, но и дома, в семье. В данном случае, интерес может представлять различия и сходства ГС у супругов, соответствуют ли сами супруги стереотипам друг друга.
В детско-родительских отношениях - как влияют гендерные роли родителей на воспитание их детей. Область исследования на которую оказывают влияния гендерные роли велика, к тому же сами стереотипы достаточно динамичны, т.е. постоянно находятся в состоянии видоизменения.
Что будет придавать дополнительный стимул и интерес изучения проблематики гендерных стереотипов еще долго время. Ведь каждый полученный результат в определенной области исследования может подтвердить или опровергнуть предыдущий, а может и выявить что-то новое. Это зависит от скорости изменений ГС, и от области исследования на которую на которую влияют гендерные стереотипы.