Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Рекомендации по предупреждению скулшутинга

Дата: 15 мая в 15:29, Обновлено 15 мая в 15:43
77 просмотров

Рекомендации по предупреждению скулшутинга

в образовательном учреждении

Скулшутинг (или Колумбайн) — вооруженное нападение ученика школы или стороннего человека на учащихся внутри образовательного учреждения. Характерный признак скулшутинга — отсутствие конкретной цели нападения, а также тот факт, что исполнителем обычно становится ребенок — участник образовательного процесса.

 Важно обращать внимание на вербальные маркеры скулшутинга -появление в речи детей слов : «колумбайнер»,  «колумбайн», «скулшутинг»,  «скулшутер», «апрельские мальчики», «колумбина»; упоминание имен ключевых фигур, совершивших акции скулшутинга: Эрик Харрис,  Дилан Клиболд, Дилан Ру ф, Владислав Росляков, Митчелл Джонс, Эндрю Голден, Джефри Уиз,  Сын Чи Хо, Ильназ Галявиев, Сергей Гардеев, Владислав Росляков  и др.

Важно выявлять несовершеннолетних, которые допускают оправдание убийц, серийных маньяков, преступников, скулшутинга.

1.3. Категория детей, требующая повышенного внимания – дети, которые носят тёмные очки, длинные плащи, широкие штаны с карманами, белые футболки с характерными надписями:   «Естественный отбор», «Ненависть», «Гнев», «Бог» и др., высокие ботинки

Предпосылкой совершения скулшутинга являются  увлечения детей  оружием, стрельбой, изготовлением взрывчатых веществ; регулярное посещение тира, курсов стрельбы; просмотр тематических видеороликов, чтение тематической литературы соответствующего содержания и др.

2. Целесообразно осуществлять мониторинг сайтов с выявлением причастности подростков к интернет-культуре колумбайнеров, выражения сочувствия по отношению к «стрелкам», романтизации образов скулшутеров через публикацию цитат, фото- и видеоизображений; предупреждения о своих предстоящих атаках, размещения собственных фотографий с оружием в руках.  Важно выявить: имеет ли место включённость несовершеннолетних в  сообщества, популяризирующие огнестрельное оружие, рецепты взрывчатых веществ. Необходимо обратить внимание на контент компьютерных игр, отслеживая  форумные игры с проигрыванием сцен подготовки к скулшутингу,

3. Диагностические методики, которые рекомендуется использовать в целях распознавания маркеров скулшутинга: методика диагностики склонности к  отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), методика диагностики  показателей и форм агрессивного поведения А.Басса, А. Дарки, шкала проявлений тревожности  Тейлора, опросник риска буллинга, шкала социальной изоляции, тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности  (А.И. Шипилов), методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма  (Давыдова Д.Г.,  Хломова К.Д.), «Шкала безнадёжности»  А. Бека, опросник суицидального риска Т.Н. Разуваевой Шкала определения уровня депрессии,  (В. Зунг), метод незаконченных предложений (С.И.Подмазин), тест фрустрационной толерантности (С.Розенцвейг), патохарактерологический опросник (А.Е.Личко), тест для оценки агрессивности в отношениях     (Ассингер А.), методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Ильин Е.П., Ковалёв П.А.), методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерс К., Даймонд Р.),  методика диагностики эгоцентризма у подростков (Пашукова Т.И.),  шкала «Признаки психического напряжения и невротических тенденций» (Шванцар Й.), методика исследования эмпатийных тенденций (Юсупов И.М.), методика диагностики типа акцентуаций характера (Леонгард  К.), опросник общих эмпатийных тенденций (Меграбьян А., Эпштейн Н.), методика «Экспресс- диагностика эмпатии» (Юсупов И.М.), методика диагностики уровня эмпатических способностей (Бойко В.В.), методика диагностики самооценки психических состояний (Айзенк Г.), MMPI, тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич), методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров), опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья».

и др.

Зачастую колумбайнерам свойственна пассивная внутренняя агрессия (высокая тревожность, напряжённость, сочетающаяся с внешним спокойствием), низкий уровень развития эмпатии,  нарциссический гнев, презрение к окружающим, суицидальные мысли.

2. При выявлении признаков готовности (угрозы) к совершению скулшутинга  или его планирования необходимо незамедлительно поставить в известность руководителя учреждения образования.   В зависимости от ситуации, характера и возможных последствий случая руководитель образовательного учреждения информирует о нём в вышестоящий орган управления образованием, правоохранительные органы.

Скулшутеры последовательно планируют преступление, подготовка к акту агрессивного нападения требует много времени и средств.

Существует три уровня готовности к скулшутингу: 1) размышление о возможности совершения деструктивного действия, 2) информирование и желании его осуществления,  3) планирование преступления.

3. При подозрении о факте предстоящего скулшутинга важно выработать тактику «присоединения» к подростку: не стоит переубеждать, важно без осуждения и угроз узнать, почему он пришёл к такому решению и что он ожидает получить от него. Необходимо установить существующие ресурсы, способные решить проблемы подростка и удовлетворить его потребности.

4. В случае получения информации о готовящемся скулшутинге в  онлайн формате необходимо  незамедлительно оповестить о факте получения данного сообщения руководителя учреждения образования, а также сделать скриншот страницы с текстом сообщения. В случае, если сообщение получено в социальных сетях – скриншот с фиксацией ссылки профиля-отправителя  и информации о данном аккаунте.

5. Психологи обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении (Статья 15. Обеспечение конфиденциальности при оказании психологической помощи Закон Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи" от 30 июня 2022 г. № 184-З).

6. Как показывает статистика, после скулшутинга возникает риск следующих вооружённых атак на школы (эффект подражания, синдром Вертера). Недопустимым является представление обучающимся статистики по преступлениям, фото-  и других  виртуальных  материалов с мест трагедий, биографических фактов  из жизни скулшутеров, способов и тактик совершения скулшутинга. Недопустимым  является также озвучивание маркеров поведения и внешнего вида, стигматизирующих конкретных обучающихся и провоцирующих случаи буллинга среди обучающихся в образовательной среде.

«Грамотная работа со скулшутингом должна начаться с создания условий, исключающих буллинг и любой дискомфорт в школьной среде. Это касается не только взаимоотношений между учениками и педагогами, но и самой организации школьного пространства».

Профилактика  скулшутинга должна быть нацелена на формирование у детей чувства эмпатии, позиции доверия к себе и окружающему миру, позитивного самоотношения и самоуважения.

7. Целесообразно закрепить «антибуллинговую  политику» в соответствующем внутреннем документе учреждения образования.

В качестве идей: создание ящиков для  анонимных сообщений о фактах насилия в школьной среде, просветительская работа с законными представителями и педагогами  по предотвращению конфликтов среди детей, распознанию буллинга, маркеров скулшутинга, организации досуговой деятельности в плане проявления способностей не в буллинге, а в командной работе, рекламация деятельности педагога-психолога как специалиста, которому можно доверять.

В целях предупреждения явлений скулшутинга рекомендуется проводить работу  по распространению  информации об ответственности  и последствиях склушутинга в родительской среде, активизировать участие педагогического коллектива  в обучающих семинарах с использованием передовых методик работы по организации профилактической деятельности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.