Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДОВ   СРЕДИ   НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Дата: 26 ноября в 10:20
18 просмотров

    

Проблема суицидов остается актуальной во всем мире. По данным ВОЗ в мире ежегодно совершается около 1 млн. суицидов. Из них около 3 000 детьми и подростками.

https://drcrb.by/images/news/2021/suicid01032021.jpg Пик суицидальной активности у молодежи приходится на возраст 15-19 лет. Но периодическое появление суицидальных мыслей у несовершеннолетних не является патологией.  Более 50% учащихся старших классов признают появление суицидальных мыслей и испытывают при этом потребность обсудить их со взрослыми – и это нормально.  Поэтому если подросток заявил, что у него появляются такие мысли, паниковать не нужно.  Просто необходимо поговорить с ним и выяснить:

  • какая причина привела к этому;
  • есть ли у него какие-то конкретные суицидальные намерения;
  • каким образом он собирается их осуществить.

Только в случае, когда есть конкретный план реализации суицидальных намерений, если у него уже припасены средства для этой ситуации, тогда надо бить тревогу: такому подростку срочно нужна медицинская помощь. И его нельзя оставлять ни на минуту без наблюдения взрослых, об этом необходимо сообщить родителям и рекомендовать им немедленно обратиться к психиатру, либо психологу.

Суицидальные   действия  не  возникают  просто так, для их возникновения необходимы  определенные  факторы риска. 

К ним относятся:

1.Ситуация отвержения подростка сверстниками, семьей.

2.Недостаток поддержки окружающими.

3.Отсутствие взаимопонимания с родителями.

4.Злоупотребление алкоголем, наркотиками семьей.

5.Суицидальные попытки у членов семьи как отрицательный опыт решения проблем.

6.Конфликтные взаимоотношения между членами семьи.

7.Частые ссоры между родителями, постоянное эмоциональное напряжение в семье.

8.Развод родителей, либо смерть одного из родителей.

Насилие в семье, либо среди сверстников (физическое, сексуальное, психологическое). Особенно ранит психологическое (эмоциональное) насилие, когда на ребенке срывают злость, обидными словами или холодным голосом унижают его достоинство, угрожают, оскорбляют. Наиболее травматично для детей, если всё это происходит в присутствии сверстников или других взрослых.

Перечисленные факторы чаще имеют значение в неблагополучных семьях. Но суицидальные поступки совершают дети и в благополучных семьях. Здесь чаще имеют значение следующие факторы:

  • Слишком высокие ожидания от своих детей, не учитывая их способностей.
  • Попустительство родителей.
  • Отсутствие у родителей времени на своего ребенка, что мешает во время заметить состояния стресса.

Чем больше факторов риска набирается у одного несовершеннолетнего, тем выше риск суицидального поведения.

Но для совершения суицида одних факторов риска недостаточно, нужен какой-либо пусковой механизм, суицидального поведения, которым может быть любое негативное событие жизни. Например:

  • Ситуации обиды;
  • давление, оказываемое на подростка сверстниками;
  • запугивание со стороны сверстников;
  • разочарование успехами в школе;
  • нежелательная беременность;
  • несчастная любовь;
  • проблемы с законом.

К сожалению, основной причиной суицида подростков является длительная конфликтная ситуация в семье. Приблизительно 62% приходится на эту причину.

На втором месте   причиной возникновения суицидального поведения могут быть школьные причины: плохие отношения с учителями, либо отношениями со сверстниками.

Нередко ощущение себя изгоем, отсутствие какой-либо перспективы в жизни, стыд перед сверстниками за какой-либо проступок приводят к сведению счетов с жизнью.

Подростковый возраст очень сложный период в жизни подростка и не менее сложный для всех, кто его окружает.

В подростковом возрасте дети очень чувствительны и ранимы: наказывая их, нужно взвешивать каждое слово и не унижать человеческие достоинства.

Перечисленные стрессовые ситуации не всех подростков приводят к суицидальным действиям:

  • у кого-то стрессы вызовут невротические расстройства (депрессия, тревожные расстройства, неврозы навязчивых состояний и др.);
  • у кого-то возникнут нарушения поведения;
  • кто-то изменится как личность и всю жизнь будет чувствовать себя одиноким, неполноценным, неуверенным в себе;
  • 80% из всех, кто пережил стресс справляются с подростковым кризисом и благополучно шагают во взрослую жизнь. 

Но есть и те, кто не может справиться с подростковым кризисом. Такие подростки решаются на суицидальные действия:

  • личности эмоционально-неустойчивые;
  • личности с высокой степенью импульсивности в поведении;
  • личности склонные к демонстративному поведению;
  • личности, характеризующиеся ригидностью мышления.

Среди несовершеннолетних можно выделить также подростков с группой риска. Группы риска – это депрессивные подростки, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, те кто невольно стал жертвой насилия, дети, как с плохой успеваемостью, так и одаренные.

Изучение проблемы суицидов среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на суицид не потому, что хотели умереть, а чтобы обратить внимание родителей, педагогов или др. значимых для него людей на свои проблемы и протестовали таким образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых.

Любые суицидальные высказывания свидетельствуют о том, что он попал в беду, что он нуждается в помощи и он не шутит.

Препятствием для совершения суицида может быть:

  • эмоциональная привязанность к родным и близким людям, степень значимости отношений с ними, боязнь причинить им душевную боль;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинить себе физический ущерб;
  • религиозные и социальные табу, связанные с проблемами смерти и самоубийства; боязнь греха самоубийства;
  • учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  • проявление интереса к жизни;
  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  • планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
  • наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

Одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни являются хорошие отношения с родителями, со сверстниками.

Для формирования положительных жизненных   установок следует:

  • постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями;
  • вселять уверенность в свои силы и возможности;
  • внушать оптимизм и надежду;
  • проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;
  • осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Чем большим количеством положительных, жизненных установок обладает подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое, иногда целая жизнь.

Специалисты, проводившие исследования суицидального поведения, обратили внимание на то, что подростки в Беларуси не всегда знают, куда обращаться в сложных стрессовых ситуациях.

Получить экстренную психологическую помощь в кризисных ситуациях можно по номеру анонимно:

В Гомеле: 80232 (31-51-61), круглосуточно 80232 (35-91-51)

В Минске: 8017(246-03-03)

Для детей и подростков: 8 801 100-16-11

Для взрослых: 8017(290-44-44)

Психолог  РП                   Зятикова  И.А.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.