Информационный час День Конституции Республики Беларусь
Цели:
Углубить и расширить представление о Конституции Республики Беларусь
Развивать гражданские качества личности, опыт нравственного поведения
Воспитывать умение работать как в группе, так и индивидуально
Оборудование: ватманы для работы групп (4 шт.), ручки, цветные карандаши, кроссворд на доске, Конституция РБ.
План урока:
- Организационный момент
- Вступительное слово
- Выступление учеников
- Беседа о правах и обязанностях
- Творческая работа
- Обсуждение ситуации
- Рефлексия
Ход занятия:
Организационный момент
Заранее дать нескольким ученикам подготовить небольшие сообщения из истории Конституции Республики Беларусь. Класс разделить на 4 группы.
Вступительное слово
Тема нашего классного часа «День Конституции Республики Беларусь». Все мы проживаем на территории Беларуси и являемся гражданами Республики Беларусь. Это почётное звание даёт нам определённые права и обязанности, которые зафиксированы в Конституции Республики Беларусь.
Послушайте внимательно, какова была преамбула Основного закона, принятого 24 ноября 1996 г. и обратите своё внимание на то, каким образом и с какими целями он был принят.
«Мы, народ Республики Беларусь, исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси, сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, принимаем настоящую Конституцию - Основной Закон Республики Беларусь.»
Вам, должно быть, интересно, когда появилась первая Конституция на территории Белоруссии?! Сейчас вам об этом расскажут ваши одноклассники, которые подготовили небольшое сообщение для вас.
Выступление учеников
Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г.
Вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов. К этому времени был образован СССР (30 декабря 1922 г.), в 1924 г. принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в его состав, своих основных законов. Важнейшими новшествами Конституции 1927 г. являлись определение пределов и возможностей законотворческой деятельности органов государственной власти Белоруссии в соотношении с полномочиями органов СССР. По этой Конституции Съезд Советов БССР хотя и получил определение верховного органа власти, однако не обладал верховенством по всем вопросам правотворчества.
Важное значение имела Конституция БССР 1937 г. (принята 19 февраля). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР.
В Конституции БССР 1978 г. прежней осталась система органов государственной власти и управления. Верховный Совет БССР, как высший орган государственной власти, стал "правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению БССР", была определена исключительная компетенция Верховного Совета.
27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета "О государственном суверенитете Республики Беларусь". Декларация провозгласила "полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях".
В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г.
В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 г. Поэтому 15 марта принято считать Днем Конституции Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов, в которых 8 глав и 146 статей. Отражает новый социально-экономический и политический этап развития общества и государства: закрепление полного государственного суверенитета, дальнейшее возрождение белорусской нации и культуры.
Конституция Республики Беларусь закрепляет конституционный строй, основы государства и общества, положение в нем личности, основные права, свободы и обязанности граждан, принципы избирательной системы, порядок формирования государственных органов, их компетенция и взаимодействие, финансово-кредитная система.
Беседа о правах и обязанностях
Вы узнали историю принятия Конституции Республики Беларусь, а теперь назовите, какие основные права, свободы и обязанности граждан вы знаете.
(Учащиеся называют права и обязанности граждан Беларуси.)
А сейчас проверим, как вы знаете своё государство, которое регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов, отвечает за сохранение историко-культурного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь. Обеспечивается равенство перед законом всех религий и вероисповеданий.
Ответьте на вопросы с помощью «Конституции Республики Беларусь»:
- Гражданами какого государства вы являетесь? (Республики Беларусь)
- Где зафиксированы права и обязанности граждан Республики Беларусь? (в Конституции Республики Беларусь)
- Как называется Парламент в Республике Беларусь? (Национальным собранием Республики Беларусь)
- Из каких двух палат оно состоит? (Палаты представителей и Совета Республики)
- Кто является наивысшей ценностью общества и государства? (Человек)
- Кто является единственным источником государственной власти, который осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы? (Народ)
- На принципе разделения каких трёх властей основывается государство? (Законодательной, исполнительной и судебной)
- Какие языки являются государственными в Республике Беларусь? (Белорусский и русский языки)
- Назовите символы государства. (Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн)
- Назовите президента Республики Беларусь. (Александр Григорьевич Лукашенко)
Творческая работа
Представьте себе, что школа – это ваше государство. Как известно, каждое государство должно иметь свои символы и свод правил и законов. А вы, как представители должны их создать. Для этого на столе у каждой группы находится лист бумаги. Приступайте к работе, а после её окончания каждая группа представит своё маленькое государство, остальные его оценят.
(Учащиеся выполняют творческое задание, после чего идёт общее обсуждение каждого проекта.)
Обсуждение ситуации
А сейчас помогите мне разрешить одну ситуацию.
«На перемене два учащихся находились в кабинете. Один из них катался на учительском стуле и сломал его. Учащиеся договорились никому ничего не говорить. Учитель не нашел виновного и наказывает весь класс.»
Как вы считаете, правильно ли поступил учитель? Правильно ли поступили учащиеся? Какие права были нарушены? Как должен был отреагировать класс?
(Далее идёт обсуждение ситуации.)
Рефлексия
Классный час подходит к концу. Мы сегодня с вами расширили представление о Конституции Республики Беларусь и государстве в целом, попробовали себя в роли составителей Конституции, а также разобрали одну из типичных ситуаций. Хочется, чтобы это осталось у вас в памяти. И надеюсь, вы всегда будете следовать не только Конституции Республики Беларусь, но и золотому правилу Дейла Карнеги: «Поступай с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».